НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Букварь менеджмента


Недавно Майкл Портер побывал в Москве и, где бы ни появлялся, собирал огромные толпы поклонников, терпеливо ожидающих своей очереди за автографом, который он выводил аршинными буквами на целую страницу. Его лавры не дают покоя многим. “Благодаря своим публикациям и способности завораживать аудиторию профессор Гарвардской бизнес-школы Майкл Портер оказывает большое влияние даже на области, представляющие собой лишь компиляцию базовых знаний”, – пишут в своей книге “Менеджмент от А до Я” шведские консультанты по управлению Бенгт Карлёф и Фредрик Лёвингссон.

Пафос их совместного труда сразит наповал любого, особенно неискушенного читателя: “Замысел состоит в том, чтобы дать читателю представление о наиболее важных концепциях и моделях, применяемых в менеджменте, и не только в коммерческой сфере, но и в некоммерческих организациях и общественном секторе”. Стоит ему заглянуть даже не в оглавление, а в предметный указатель, занявший два десятка страниц, чтобы понять: шведские парни неплохо потрудились, собирая для него целый букварь по менеджменту.

В нем есть и большие, наглые волосатые цели, и Бостонская матрица, и бережливое производство, и двухфакторная модель Хербцерга, и колесо Деминга. Простое перечисление терминов заняло бы четвертушку полосы газеты “Ведомости”, но я уверен: их будут внимательно изучать все российские консультанты по управлению, а также многочисленные профессора и студенты школ бизнеса.

У топ-менеджеров может не хватить времени для неспешного чтения. Именно для них выделю особо нестыковочки как в терминологии, так и в стремлении получше продать себя как консультанта, допущенные авторами этой неплохой и своевременной книги.

Во-первых, временами они спешат и важным понятиям уделяют совсем мало места. Например, наиважнейший вопрос об основных функциях бизнеса (basic business functions) они урезают до половины страницы, утверждая, что существуют “четыре основные функции делового управления, которые могут помочь понять любой бизнес: развитие, маркетинг – продажи, производство и администрирование”. Всех интересующихся я лично адресую к классикам – Анри Файолю и Питеру Друкеру.

Во-вторых, продвигая компанию Karlof Consulting, они порою теряют чувство меры. Так, на десяти страницах авторы описывают области стратегического фокуса и типовые ситуации, стратегическому анализу по Минцбергу уделяя лишь две. Подход шведских консультантов назывался вначале “типовые стратегические ситуации”, а в шутку – “бенчмаркинг в консервной банке”, поскольку идея имела некоторое отношение к бенчмаркингу (построение своей стратегии на основе опыта других). Есть в книге и другой забавный термин – бенчлернинг (Benchlearning), основное преимущество которого “состоит в том, что он вырабатывает привычку к учебе и, соответственно, дает быстрый доступ к знаниям благодаря систематическому сравнению с ролевыми моделями”.

Местами Карлёф и Лёвингссон выбалтывают свои секреты. Так, описывая систему сбалансированных показателей, они пишут, что в середине 1990-х гг. продать эту концепцию было сравнительно легко, потому что многие компании хотели сделать упор на свои нематериальные активы. “На конференциях того периода, посвященных системе сбалансированных показателей, в качестве доказательства того, что компании упускают нечто важное, использовался огромный разрыв между капитализацией и балансовой стоимостью компании, – поясняют они. – Для описания той части стоимости компании, которая остается невидимой для традиционных бухгалтерских процедур, регулярно использовалось понятие интеллектуального капитала”.

Справедливости ради надо отметить, что Карлёф и Лёвингссон, в отличие от большинства американских авторов, стараются не забыть всех ученых мужей. Отмечая заслуги Роберта Каплана и Дэвида Нортона в развитии концепции системы сбалансированных показателей, они вскрывают историю вопроса и пишут о модели tableau de bord (дословно “приборная доска” – франц.), которая привлекла к себе огромное внимание во Франции в 1960-е гг. минувшего века.

По их мнению, модель tableau de bord, зародившаяся еще в конце XIX в., очень схожа с системой сбалансированных показателей, “но поскольку информация об этой модели никогда не переводилась с французского на другие языки, она не произвела никакого впечатления на остальную часть мира”. Кстати, в том же веке возникла теория предельной полезности, авторство которой приписывают Герману Генриху Госсену (1810–1858). Правда, Госсен изложил свою теорию в книге, которая, к сожалению, продавалась не слишком успешно. В итоге он сам “собрал нераспроданные экземпляры, сжег их и умер, полный разочарования и горечи, совершенно не подозревая о той славе, которую обрели его идеи после его кончины”.

Вряд ли Карлёф и Лёвингссон получат такое же признание, как Майкл Портер. Но от встречи c ними, как и от автографа, я бы не отказался.