“Билайн” подключился к МТС


“Мне предложили sim-карту с федеральным номером, последние семь цифр которого повторяют мой прямой номер от МТС, и несколько тарифов на выбор”, – рассказывает Дмитрий Кантор, абонент МТС и гендиректор коммуникационного агентства Imageland. Карту ему доставил курьер из компании “Вымпелком МГСС “Курьер” с уже заполненным контрактом.

Как пояснила “Ведомостям” ведущий менеджер по коммуникациям “Вымпелкома” Светлана Анурова, акция “целевого маркетинга” проводится с сентября: “Вымпелком” пытается заинтересовать своими услугами высокодоходных абонентов конкурента. Владельцы прямых номеров действительно выгодные клиенты. Средний доход с абонента в “Вымпелкоме” и МТС составил во II квартале этого года порядка $7,5 в месяц. Между тем прямые номера, по оценке старшего аналитика “Тройки Диалог” Андрея Богданова, приносят МТС $70, а “Вымпелкому” – $55–60 в месяц. Разница на порядок, за этих клиентов стоит побороться. “Вымпелком” уже обзвонил тысячи абонентов МТС и, по словам Ануровой, получил “хорошие результаты”. Номера для обзвона “Вымпелком”, по словам Ануровой, берет из своей базы. “Мы анализируем входящий трафик абонентов МТС”, – поясняет она.

Президент МТС Леонид Меламед сказал “Ведомостям”, что не знает об этой инициативе “Вымпелкома”, но относится к ней спокойно. “Такие акции они устраивали и раньше, мы даже несколько раз отвечали им уколом на укол – обзванивали их абонентов с предложением перейти на МТС”, – поясняет он. Однако, говорит Меламед, сейчас, скорее всего, никакого ответа не будет: “Мы верим, что наши абоненты останутся нам преданны”. По данным МТС, 71% корпоративных пользователей и более 50% остальных лояльны компании.

Эксперты считают, что “Вымпелком” выбрал удачный момент для акции. По новым правилам оказания услуг связи, которые вступили в силу с начала года, сотовые компании потеряли право владеть прямыми номерами. Они вынуждены арендовать их у фиксированных операторов и переадресовывать с них все звонки на специально для этого случая созданные кривые номера-дубли. Это стоит денег. Чтобы возместить затраты, “Вымпелком” ввел для владельцев прямых номеров ежемесячную плату в $5, а МТС восстановила отмененную с 1 июля плату за входящие: если при звонке на прямой номер МТС набрать префикс “985”, то владелец номера ничего не платит (но прямой номер фактически становится кривым), а если звонить нормально, без префикса, то это обойдется владельцу прямого номера в дополнительные $0,15–0,2 за минуту в зависимости от тарифа. Это не могло не вызвать у абонентов раздражения, чем “Вымпелком” и воспользовался, отмечает директор аналитического департамента J’son & Partners Борис Овчинников. Вместе с тем он отмечает, что вряд ли “целевой маркетинг” “Вымпелкома” будет пользоваться у абонентов МТС большим успехом. “Владельцы прямых номеров делали осознанный выбор, исходя в основном из качества связи”, – отмечает Овчинников. “В лучшем случае 10% абонентов МТС, которых обзвонил “Вымпелком”, заинтересуются предложением”, – говорит аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов.

Ведущим российским сотовым операторам и раньше случалось переманивать клиентов друг у друга. Так, в конце 2005 г. сотрудники “Вымпелкома” звонили на номера МТС с предложением бесплатно протестировать один из тарифов “Билайна”. Тогда эта инициатива вызвала негодование абонентов, потому что входящие звонки были платными. Сейчас, по словам Ануровой, некоторым владельцам кривых номеров МТС предлагают протестировать тариф “Хочу сказать” от “Билайна” и дают sim-карту со 150 руб. на счете. МТС в долгу не остается. Летом этого года из компании позвонили одному из журналистов “Ведомостей” на билайновский номер и прислали с курьером сразу три свои sim-карты c небольшой суммой на счете.

Такие недружественные акции иногда заканчиваются судом. Например, осенью 2004 г. “Евросеть” запустила в Иванове и Туле рекламные ролики со слоганом “Меняй своего оператора, в удобстве которого сомневаешься”. “Евросеть” предлагала за $15 заменить синюю sim-карту “Билайна” на желтую МТС. “Вымпелком” обратился в суд, потребовав компенсации в $18 млн, однако потом оператор и дилер помирились.