Льготы для благотворителей


В феврале крупнейшие благотворительные организации заручились согласием президента Владимира Путина стимулировать благотворительную деятельность. И Минэкономразвития вместе с комиссией Общественной палаты по благотворительности (руководитель – Владимир Потанин) подготовило законопроект, цель которого – повысить финансовую стабильность НКО. На днях депутаты Павел Крашенинников, Петр Шелищ, Владимир Груздев и Алексей Лихачев (все – “Единая Россия”) внесли его в Госдуму. По данным “Форума доноров”, в год российские благотворительные организации получают от благотворителей $1,5 млрд.

Эндаументы (целевые фонды) создаются для того, чтобы инвестировать средства, доход от которых обеспечит постоянные поступления на благотворительную деятельность. Благотворительные организации могут инвестировать полученные от доноров средства, которые им не нужны в течение нескольких лет. Пожертвованные в целевые фонды деньги не облагаются НДС, целевые фонды не будут платить налог на прибыль, освобожден от него и инвестиционный доход, полученный от размещения средств. А вот меценатам по-прежнему придется платить налог на прибыль с жертвуемых сумм. Минимальный размер целевых фондов – 3 млн руб., срок вложения – от 10 лет. Они будут принадлежать самим НКО или спецфондам, распределяющим полученный инвестдоход между несколькими НКО. Инвестициями займутся специальные управляющие компании. Они смогут вкладывать средства эндаументов в гособлигации, российские акции, недвижимость и в иностранные бумаги, куда инвестируются средства стабфонда (пропорции не определены).

Для управления средствами эндаумента будут созданы специальные советы из жертвователей, НКО и известных общественников. Операции с целевым капиталом подлежат обособленному бухучету и обязательному аудиту.

Не смогут воспользоваться льготами для эндаументов общественные движения и политические партии.

Льготы при накоплении капитала авторы законопроекта предоставляют только НКО, которые занимаются образованием, наукой, здравоохранением, культурой, искусством, архивным делом и соцподдержкой. Перечень разрешенных видов деятельности будет устанавливать правительство. Поначалу список разрешенных сфер деятельности был шире, рассказывает директор представительства Всемирного фонда дикой природы Игорь Честин. Но, подумав, авторы исключили из него природоохранную и правозащитную деятельность.

Чиновники нечетко определили круг НКО, которые могут рассчитывать на льготы, и это ограничение станет барьером для большой доли НКО, говорит директор представительства Британского благотворительного фонда (СAF) Мария Черток. “С образованием и медициной проще – это лицензируемые виды деятельности, а вот под понятие социальной помощи можно подвести очень многое”, – полагает она. Может получиться так, что эндаументы окажутся доступны узкому кругу бюджетных организаций, предупреждает Черток. Минимальный размер капитала эндаументов считает “достаточно высоким” даже глава “Интерроса” Владимир Потанин. В сегодняшнем виде законопроект нацелен на корпоративных доноров, а не на публичный сбор средств, говорит он.