Ozon ушел на Vostok


Самый известный в Рунете интернет-магазин Ozon потерял одного из своих основных акционеров. Вчера российский холдинг PPE Group объявил о продаже 50% плюс 1 акция Ozon фонду прямых инвестиций Baring Vostok, управляемому компанией Baring Vostok Capital Partners (BVCP). В результате BVCP, уже владевшая пакетом в Ozon, стала владельцем почти 100% акций магазина. Небольшие доли остались лишь у миноритарных акционеров, имена которых выяснить не удалось. Одновременно BVCP вышла из состава акционеров самой PPE Group, в которой ей принадлежало 40%.

Директор по коммуникациям PPE Group Анна Ганеева объясняет продажу самого известного интернет-актива холдинга тем, что PPE решила сосредоточиться на основном бизнесе – торговле по каталогам, которая принесла ей в прошлом году $92 млн. BVCP инвестировала средства в PPE Group в 2001 г., а фонды прямых инвестиций редко вкладывают средства более чем на 3–4 года, замечает она.

До 2002 г. BVCP была мажоритарным акционером Ozon, а в 2003 г. передала часть своего пакета PPE Group, напоминает знакомый с ситуацией источник. Таким образом, BVCP просто вернула себе пакет, которым владела прежде, резюмирует он. По словам другого источника в инвестиционных кругах, PPE Group готовила сделку, в результате которой должна была сама выкупить собственные акции. Ozon оказался разменной монетой в более крупной сделке, объясняет собеседник “Ведомостей”. PPE Group выкупила собственные акции у BVCP, расплатившись с инвесткомпанией не только деньгами, но и акциями Ozon. BVCP считает инвестиции в Ozon успешными, говорит представитель этой инвесткомпании Яков Миневич. По его словам, фонд уже инвестировал в Ozon $3 млн и будет продолжать вкладывать средства в бизнес магазина.

Сумму сделки стороны не разглашают. Эксперт инвесткомпании “Финам” Игорь Веретенников оценивает контрольный пакет Ozon в $60–70 млн, а весь магазин – в $70–80 млн. А через год, по его мнению, интернет-магазин может удвоить стоимость. “Скорее всего, вся сделка была совершена путем обмена акциями, без дополнительных выплат”, – предполагает Веретенников, добавляя, что без Ozon компания РРЕ Group будет стоить около $40 млн. Представитель холдинга eHouse (владеющего несколькими интернет-магазинами) Валерий Гасратов считает, что PPE Group избавилась от Ozon по причине низкой рентабельности бизнеса магазина – всего 5,5% в прошлом году. “Это мешает PPE Group выйти на биржу с хорошими показателями”, – предполагает он. Слухи о том, что PPE Group планирует IPO, ходили по рынку еще в мае. По словам Анны Ганеевой из PPE Group, выход на биржу рассматривался руководством компании в качестве одного из вариантов ее развития. Но в итоге компания отказалась от этих планов.

“Теперь РРЕ будет развивать проект [торговли товарами по каталогам] “Наш дом”, который станет основным бизнесом группы: это более рентабельный, хотя и менее перспективный бизнес”, – констатирует Веретенников. По его словам, рентабельность этого бизнеса составляет в среднем 8–10%. А вот капитализацию Ozon фонд Baring Vostok, скорее всего, постарается повысить, поскольку наверняка намерен продать магазин одному из западных участников рынка электронной торговли – например, Amazon, считает он. Рано или поздно Ozon будет продан, подтверждает Миневич.