ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ: Беда номер два


Про две российские беды все знают. Поговорим о второй. Дороги. Про якутскую трассу М-56 “Лена” мы уже писали (см. “Якутское стояние”, “Ведомости” от 27.09.2006, стр. А4). После нашего выступления и писем по инстанциям нам пришли ответы из администрации президента, Госдумы и Совета Федерации, из правительства РФ. Наше обращение правительство направило в Минтранс России и поставило на контроль. Судя по звонкам, ответ готовят и другие ведомства. Уже пришло официальное письмо Министерства транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) на трех листах о том, что “в ходе выполнения работ по отсыпке земляного полотна были допущены грубые нарушения технологии производства работ, не производился лабораторный контроль качества”.

Вопрос в том, каков масштаб этих “грубых нарушений технологии”, которые обычно связаны с элементарным воровством. Наконец, к дорожным проблемам, в том числе якутским, проявили интерес и Госсовет, и президент Владимир Путин, рекомендовавший построить дорогу Якутск – Иркутск. Если бы возить президента по всей России без остановки, глядишь и дороги строились бы, и лампочки бы вкручивались, и горячую воду давали бы везде. О лампочках, кстати, не для красного словца. На пике шума по поводу трассы “Лена”, когда мы активно информировали СМИ о приезде туда съемочной группы федерального телеканала, наши коллеги из Нерюнгри сообщили, что в городе срочно вкручены все лампочки.

Случайно это или нет, не знаю, но именно в Якутске 8–9 ноября состоится выездное заседание Министерства транспорта РФ с участием губернаторов ДФО, на котором будет идти разговор о развитии дорог в республике. На реконструкцию “Лены” будет выделен 1 млрд руб. и 2 млрд руб. на федеральную трассу “Колыма”. Как они будет потрачены – не менее важно, чем сам факт финансирования. Также важно добиться того, чтобы огромные средства, собираемые с автомобилистов, направлялись целевым образом в дорожный фонд, который крайне необходимо воссоздать, иначе нашими немалыми автомобильными деньгами правительственные менеджеры будут снова и снова закрывать бюджетные дыры, не связанные с дорожными проблемами, а по сути – прикрывать собственную некомпетентность.

Есть простая идея, которую я хочу в ближайшее время предложить при личной встрече с министром Игорем Левитиным, а именно – привлекать силы общественности на местах (и прежде всего автомобилистов) к контролю над дорожными сметами и соответствием процесса строительства существующим ГОСТам. Есть ли вообще технические регламенты на дороги Якутии и Колымы или, скажем, ГОСТы и СНиПы для условий вечной мерзлоты? Соответствует ли этим строительным нормам и правилам, а также ГОСТам то, что мы видели на телеэкранах и фотографиях в Интернете? И какова стоимость одного правильного километра дороги в той же Якутии или на Колыме и, к примеру, в Норвегии или на Аляске? Какова западная технология укладки дорог? А самое главное – почему там люди не попадают в дорожные западни, в которых проводят неделю по пояс в глине, а вполне комфортно разъезжают по цивилизованным дорогам, которые, собственно, и должны быть в государстве, уважающем себя и собственных граждан.