В Россию заглянул monster.com


Российские интернет-рекрутеры заметили активность возможного конкурента около месяца назад. Именно тогда, по их сведениям, заработал в нынешнем виде сайт monsterrussia.ru, зарегистрированный на мирового лидера интернет-рекрутинга – американскую компанию Monster Worldwide. “Никакого физического присутствия в России у компании нет, а русскоязычный сайт работает с августа 2006 г.”, – утверждает Джон Хайланд, вице-президент и генеральный менеджер по развивающимся рынкам Monster. “Сначала мы предложим свои услуги международным компаниям, ищущим персонал в России, – говорит Хайланд, – но по мере наполнения сайта обязательно рассмотрим вопрос об открытии собственных офисов в крупных российских городах”.

Такой органичный способ проникновения на зарубежный рынок мonster.com применяет относительно недавно, говорит Хайланд. На многие другие рынки компания выходила путем стратегических приобретений местных компаний. Например, в феврале 2005 г. Monster Worldwide приобрела за $50 млн 40% акций китайcкой компании ChinaHR, владельца портала ChinaHR.com. На тот момент на сайте было зарегистрировано 3,2 млн пользователей и он обслуживал 280 000 работодателей.

Владельцы российских интернет-ресурсов приветствуют появление еще одного конкурента. Приход в Россию серьезного международного игрока поможет изменить отношение российских работодателей к интернет-рекрутингу, говорит Юрий Вировец, генеральный директор компании Headhunter, управляющей интернет-ресурсом hh.ru. Российский рынок интернет-рекрутинга растет очень быстро, но многие работодатели по-прежнему относятся к нему скептически, замечает Алексей Захаров, генеральный директор компании “Суперджоб”. С 2003 г. оборот сайта ежегодно увеличивается более чем в два раза, отмечает он. Нынешний объем рынка интернет-рекрутинга в России Захаров и Вировец оценивают в $10–15 млн. Оборот Headhunter в этом году должен составить $4 млн, примерно такие же показатели прогнозирует для своей компании и Захаров.

Большинство компаний, занятых интернет-рекрутингом, работают по одному и тому же принципу, замечает Захаров. Они за плату размещают на своих сайтах вакансии работодателей и предоставляют им доступ к базам данных резюме кандидатов. Но вот подходы к региональному развитию бывают разные. Компания Headhunter открывает региональные представительства. А кадровый дом “Суперджоб” осуществляет работу с регионами из единого центра. “Вся операционная деятельность по обслуживанию нашего украинского сайта проводится в Москве, – говорит Захаров. – Другое дело, что, если бы мы захотели выйти на китайский рынок, без представительства никак не смогли бы обойтись”.

Трудно сказать, как быстро сможет развиваться бизнес мonster.com в России, говорит Вировец. Он станет интересным работодателем лишь после того, как привлечет не менее 100 000

резюме. Сделать это вполне можно в течение года, отмечает Вировец. За полтора года число открытых резюме на сайте hh.ru выросло с 380 000 до 570 000. При этом у глобальной компании есть большое преимущество, она сможет предложить россиянам вакансии за границей, отмечает он. Ни Headhunter, ни “Суперджоб”, ни Rambler, ни КМ-онлайн, ни job.ru, ни resume-bank.ru не вели переговоров с Monster Worldwide, утверждают официальные представители этих компаний. В холдинге Mail.ru отказались от комментариев. Представители “Яndex.ru” вели переговоры с Monster Worldwide лишь о размещении рекламы в российской поисковой системе.

Впрочем, считать приход мonster.com в Россию состоявшимся пока рано, говорит Вировец из Headhunter. Пока они лишь поместили на своем интернет-сайте несколько страниц информации на русском языке, перевели рубрикатор и скопировали вакансии с других интернет-ресурсов. Эти первые робкие шаги можно назвать заявкой на участие в соревнованиях, но до выхода на старт еще далеко, отмечает Вировец. Насколько ему известно, monster.com пока даже не зарегистрировал российского юридического лица, поэтому может принимать платежи только по пластиковым карточкам. А это значит, что c российскими юридическими лицами работать им будет затруднительно, полагает Вировец.

Основным препятствием для развития бизнеса Monster в России может послужить неразвитость российского рынка интернет-рекрутинга. “Российский, так же как и испанский рынок интернет-рекрутинга “убиты” бесплатными ресурсами, которые живут за счет рекламы”, – говорит Владимир Фомин, гендиректор компании “Резюме Бэнк” (www.resume-bank.ru). – Еще пять лет назад я был уверен, что этот рынок перейдет на платную основу. Ведь только платные ресурсы способны проверить достоверность информации в резюме и объявлениях о вакансиях. Но пока этого не произошло”.