“Мосмарт” плетет сеть магазинов “у дома”


К существующим форматам “Мосмарт” планирует добавить магазины “у дома” торговой площадью 100–200 кв. м, рассказал “Ведомостям” основатель сети Михаил Безелянский. Их ассортимент не будет превышать 1500 наименований, добавил замгендиректора “Мосмарта” Семен Слуцкий. Название для универсамов, первый из которых открывается уже в декабре, еще не утверждено. “Рабочее – “Мосмартик”, но маркетологи советуют поменять бренд, например на “Мосмарт-точка” или что-то в этом роде”, – говорит Безелянский. Для первого универсама “Мосмарт” арендовал 100 кв. м на первом этаже жилого дома на ул. Полярная на севере Москвы. До конца 2007 г. компания откроет не менее 80 универсамов, в основном в столичном регионе. Слуцкий уточнил, что стоимость аренды 1 кв. м для подобных магазинов в столице составляет $450–600, а ремонт и оснащение – еще $400 за 1 кв. м.

Ранее руководство “Мосмарта” уже объявляло о желании открывать магазины трех форматов – обычные гипермаркеты (общая площадь – 6500–14 000 кв. м, количество наименований в ассортименте – 45 000–50 000), гипермаркеты “Мосмарт-макси” (5000 кв. м, 20 000–25 000 наименований), супермаркеты “Мосмарт-экспресс” (1500–2000 кв. м, 12 000–15 000 наименований). Действующих магазинов всего четыре. До конца года должен открыться еще один московский гипермаркет на Боровском шоссе и “Мосмарт-макси” в Петербурге. В разной степени готовности объекты в Нижнем Новгороде, Волгограде, Самаре, Твери, Рязани, Уфе, Челябинске и Ростове-на-Дону. По словам Слуцкого, в 2007 г. компания планирует вложить $120 млн в открытие 20–22 магазинов разных форматов. Один “Мосмарт” стоит около $10–20 млн, “Мосмарт-макси” – $5 млн, “Мосмарт-экспресс” – $2 млн.

С момента основания “Мосмарт” развивался в основном на кредиты Сбербанка, который в конце 2002 г. ссудил сети $13 млн, а летом 2003 г. расширил линию до $100 млн. Новые акционеры – Eastern Property Holdings (EPH), ENR Russia Invest SA и Jelmoli Holding AG обещали вложить в “Мосмарт” еще более $200 млн. Сейчас “Мосмарт” не только увеличил кредитную линию в “Сбербанке” до $175 млн, но и собирается занять деньги на рынке облигаций. IPO торгового оператора – компании “Мосмарт” может состояться в 2008 г., а девелоперской Hypercentre Investments – в 2009 г.

Превращение “Мосмарта” в мультиформатную сеть сам Безелянский объяснял желанием получить больший выбор торговых площадей. Этот аргумент понятен конкурентам “Мосмарта” – почти все они работают с несколькими форматами. Крупнейшему отечественному ритейлеру X5 Retail Group принадлежат универсамы “Пятерочка”, а также супермаркеты и гипермаркеты “Перекресток”. А сеть дискаунтеров “Магнит” к концу 2007 г. откроет 12–15 одноименных гипермаркетов и более 30 супермаркетов “Тандер”. “Дикси” считается сетью дискаунтеров, хотя у нее есть гипермаркеты “Мегамарт” и универсамы “Минимарт”. “Седьмой континент” (супермаркеты, гипермаркеты “Наш”, универсамы “Семь шагов” и люксовые магазины “Пять звезд”) и “Виктория” (супермаркеты, мелкооптовые центры “Кэш”, универсамы “Квартал”, дискаунтеры “Дешево”) уже много лет практикуют мультиформатность. Помимо гипермаркетов “О’кей” начинает открывать супермаркеты “О’кей-экспресс”, а “Лента” – универсамы Norma. Собственная продуктовая сеть холдинга “Марта” будет включать супермаркеты “Гроссмарт” и универсамы “Доммарт”.