Поплатился за либерализм


Злополучное постановление правительства № 500 вышло 13 августа. Оно устанавливает новые правила определения таможенной стоимости товаров, от которой зависит размер таможенных платежей. Постановление разрешает не включать в таможенную стоимость транспортные расходы, а также пошлины, налоги и сборы, взимаемые в России. Это соответствует требованиям ВТО о единстве экспорта и импорта, объясняет руководитель таможенной практики компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Владимир Чикин.

Но Федеральная таможенная служба (ФТС) оказалась в замешательстве. Сейчас таможенная пошлина взимается исходя из экспортной стоимости, указанной в контрактах компаний. Она включает в себя величину экспортной пошлины и транспортные расходы, объясняет начальник главного управления федеральных таможенных доходов ФТС Александр Воронин. Разница значительная: по расчетам Минфина, таможенная стоимость уменьшилась бы на 30% за счет экспортной пошлины и на 10% – за счет стоимости транспортировки. Только на экспорте газа за три с половиной месяца бюджет потерял бы 40–50 млрд руб., говорит федеральный чиновник. “Непонятно, как проворонили, что это выбивает из бюджета огромные суммы”, – сокрушается он. “Мы хотели привести порядок экспорта в соответствие с правилами ВТО, – оправдывается Моторин. – А фискальный аспект не учли”.

Правда, воспользоваться новыми правилами экспортеры не успели. “Мы ждали от ФТС инструкции, чтобы начать выделять из таможенной стоимости расходы на прокачку газа, но так и не дождались”, – сокрушается источник в “Газпроме”. Постановление правительства, по его словам, в сущности и не действовало. А 20 октября правительство выпустило постановление № 616, по которому новые правила определения таможенной стоимости не распространяются на транспортировку газа, нефти и передачу электроэнергии. Вчера документ был опубликован. Исправить норму, чтобы избежать бюджетных потерь, предложила ФТС, не скрывает Воронин. Геннадий Красовский из “Лукойла” сожалеет об упущенных возможностях: наши затраты на транспортировку нефти составляют $3 млрд в год, причем мы фактически дважды платим государству – сначала “Транснефти”, а потом таможне, замечает он. “В исправленном виде постановление уже не в полной мере соответствует международным правилам торговли”, – говорит Чикин.

Но Моторин, который отвечал за подготовку постановления № 500, поплатится должностью за несоблюдение интересов бюджета. Об этом “Ведомостям” рассказали два федеральных чиновника. Моторин подтвердил, что уходит из Минфина с 1 декабря, но связь отставки с постановлением отрицает. Со времени прихода в министерство в 1997 г. и до 2004 г. он работал замминистра, после административной реформы стал руководителем департамента налоговой и таможенно-тарифной политики. Моторин отказался говорить, куда уходит, отметив лишь, что это не госслужба.