Радушный пиратский берег


Бояться? – вскричал дядюшка Антифер. – Бояться бури? Бояться шквалов?

– Нет, пиратов, с которыми легко можно встретиться в Ормузском проливе…»

Жюль Верн знал, о чем писал в «Удивительных приключениях дядюшки Антифера». Ормузский пролив – «бутылочное горлышко» шириной 50 км, соединяющее Персидский залив с Индийским океаном, – веками был вотчиной пиратов. Одно из главных пиратских гнезд находилось с аравийской стороны, где горный массив Джеб эль-Хаджар перегораживает пролив, образуя лабиринт извилистых заливов. Европейскому глазу они напоминают скандинавские шхеры и фьорды, недаром эти места на севере Омана называют Аравийской Норвегией. Официально же это – полуостров Мусандам.

С легкой руки Ост-Индской компании в XVIII веке весь район получил название Пиратский берег. И действительно, в конце XVIII – начале XIX века в Персидском заливе действовали целые пиратские флотилии, с которыми с переменным успехом вели борьбу португальцы, англичане и некоторые местные правители. Самым страшным пиратом того времени был Рахма бин Джаубер, головорез с искалеченной картечью левой рукой. Одежду свою он не только не стирал, но и никогда не снимал.

К началу XX века пиратство в Ормузских водах было в основном изжито, а разбойники переквалифицировались в мирных контрабандистов. Сегодня, когда Мусандам принадлежит султанату Оман, морские волки еще раз сменили профессию: стали кубтанами (по-нашему, капитанами) суденышек, на которых туристы знакомятся с местными красотами. Корабли называются доу. Их строят как в прежние времена – без чертежей с применением всего четырех инструментов (тесла, дрели, пилы и молотка). Когда-то арабы первыми применили треугольный парус. Вспомогательная мачта, на которой он крепился, называлась мизан, то есть уравновешивающая. Отсюда пошла европейская бизань-мачта. Но сегодня парусов нет  – в трюме тарахтит добротный английский или немецкий дизель.

Хасаб, главный город провинции Мусандам, – обычное арабское захолустье, благодушное и сонное. Но есть здесь одно место, где жизнь бурлит почти круглые сутки, – это небольшой порт, откуда отправляются в круизы в ближайший 20-километровый фьорд Хор аш-Шамм. Кроме туристских доу с яркими палубами и белыми носами в порту толпятся рыбацкие шаланды и лодки с контрабандным товаром.

Доу движется по таинственным извилинам фьорда, за каждым утесом открывается новый пейзаж. Возле островка Сиби путешественника ждет обед и купание в компании разноцветных рыбок, которые вьются вокруг людей в ожидании хлебных крошек. Когда солнце начнет склоняться к западу, Хор аш-Шамм покажет вам еще один сюрприз местной фауны: слева и справа от доу из воды выскакивают рыбы и несутся по поверхности моря, опираясь на хвост.

Можно нанять кубтана и для других путешествий: посетить спрятавшийся в шхерах город Кумзар, где главный проспект – канал или просто устроить пикник на диком пляже одного из многочисленных заливов.

Взяв напрокат автомобиль, можно добраться до одного из самых знаменитых мест Омана – панорамы залива Хор Недж. Это, кстати, единственный фьорд, доступный для путешествующих на машине. Еще стоит совершить поездку вдоль западного берега. Миновав порт, продолжить путь по извилистой, но отменной автостраде, идущей по кромке берега. В поселке Када надо свернуть налево. Дорога вдоль пальм и плантаций манго ведет в глубь гор, к местечку Тауи. Слева от дороги куча осыпавшихся камней (в них устроены загоны для птиц и коз). На торцах, обращенных к дороге, вы увидите петроглифы – рисунки на камнях с изображениями животных и воинов. А значит, три тысячи лет назад здесь жили не только пираты, но и художники.