Эмбарго в законе


В пятницу группа депутатов внесла в Госдуму проект закона “О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации”. Документ разработан по поручению президиума фракции “Единая Россия”, говорит один из его авторов, председатель думского банковского комитета Владислав Резник. Название закона почти дословно позаимствовано у американского закона об экономических полномочиях в условиях международной чрезвычайной ситуации 1977 г. Российские законодатели внимательно изучили американский закон, хотя назвать новый законопроект точной копией американского нельзя, признает Резник. По его словам, разработка законопроекта совпала с кризисом в отношениях с Грузией случайно и отношения к нему не имеет.

Международная чрезвычайная ситуация определяется в законе как “совокупность обстоятельств, представляющих угрозу для прав человека, безопасности и экономики страны”. В случае ее возникновения президент может ввести санкции против иностранного государства на срок до четырех лет. Если угроза сохраняется, действие санкций может быть продлено еще на два года. “Однако при необходимости президент может отменить их в любой момент”, – уточняет Резник. Перечень конкретных мер экономического воздействия по поручению президента устанавливает правительство. Это может быть приостановка программ помощи иностранному государству в экономической, технической или военной сферах, запрет или ограничение на проведение финансовых операций с этим государством, ограничение или запрет на торговлю, приостановка действия двусторонних торговых договоров, изменение импортных и экспортных пошлин. Для представителей страны, подвергшейся санкциям, могут быть закрыты российские порты и воздушное пространство, ограничены туристические связи и даже запрещено участие в совместных научно-технических проектах. Американский закон предусматривает суровые наказания для нарушителей режима санкций – штраф на сумму до $50 000 или до 10 лет тюрьмы. Но в российском законопроекте раздела о наказаниях нет, хотя Резник не исключает, что в дальнейшем он появится.

Меры экономического воздействия на соседей Россия применяет активно. Например, с 1994 по 2004 г. товары из Эстонии облагались в России двойными импортными пошлинами. В начале 2006 г. санкциям подверглись Грузия, Молдавия и Украина: Роспотребнадзор запретил ввоз украинской мясо-молочной продукции, молдавского вина, грузинских вин, минеральных вод и цитрусовых. После ареста российских офицеров в Грузии в конце сентября Россия ввела ограничения на воздушное, морское, железнодорожное и почтовое сообщение с ней.

Российская Конституция и так наделяет российского президента всеми полномочиями, необходимыми для ограничения связей с иностранными государствами, единственное условие здесь – соблюдение международных обязательств России, напоминает завкафедрой интеллектуальной собственности ЮНЕСКО Михаил Федотов. Закон может ускорить процесс принятия необходимых решений, объясняет председатель комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Юрий Шарандин. “Закон необходим, чтобы придать санкциям необходимое правовое обоснование, а не прикрываться [главным санитарным врачом Геннадием] Онищенко”, – рассуждает Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги. “Экономические санкции, вводимые одной страной, редко бывают эффективными”, – предупреждает Джефф Шотт из Института мировой экономики имени Петерсона. Благодаря глобализации жертве санкций легко найти альтернативные источники товаров и рынки, объясняет он. Например, финансовые санкции, введенные США в отношении Северной Кореи, принесли результат только после того, как к ним подключился Национальный банк КНР, который заморозил северокорейские счета в своем филиале в Макао, напоминает директор Европейского института исследований Азии Виллем ван дер Гист.