Приставки наступают


Что день грядущий нам готовит

На российском рынке представлены три основных производителя игровых приставок: Sony, Nintendo и Microsoft. Также небольшую долю занимает до сих пор продающаяся у нас приставка Sega Dreamcast, хотя компания Sega покинула этот рынок еще в 2001 г.

При этом официально в Россию поставляются только приставки Sony и Nintendo. “Все продающиеся у нас Xbox и Xbox 360, выпускаемые Microsoft, ввезены в Россию серыми путями”, – говорит редактор журнала ComputerBild Максим Еремеев. По функциям эти консоли ничем не хуже “белых”, но у игрока возникают проблемы при попытках подключиться к онлайновому сервису Xbox Live, где можно сражаться в виртуальном пространстве с другими игроками, скачивать демоверсии новых релизов и т. д. Из-за этого, объясняет Еремеев, пользователю при регистрации приходится делать вид, что он живет где-нибудь в Европе или Америке.

Домашние приставки делятся на поколения, которые сменяются каждые пять-шесть лет, рассказывает главный редактор журнала “Страна игр” Константин Говорун. Пока на рынке доминируют домашние приставки шестого поколения (PlayStation 2, Xbox, GameCube). Самая популярная в России – PlayStation 2: на нее приходится примерно 86% продаж, на Xbox – 11%, а на GameCube – 3%. Но на смену шестому поколению уже идет седьмое (Nintendo Wii, PlayStation 3 (PS3), Xbox 360). И если различия между приставками шестого поколения невелики, то на следующей ступеньке, по мнению Еремеева, устройства серьезно отличаются друг от друга.

Первая приставка нового поколения Xbox 360 выпущена больше года назад. Она снабжена жестким диском на 20 Гб, DVD-приводом и беспроводным джойстиком. Xbox 360 в самой полной комплектации стоит в России чуть больше $500, а игры для нее – от $50. По словам представителей Microsoft, официальные поставки Xbox 360 в Россию могут начаться в конце года.

Главная изюминка Nintendo Wii, официальные продажи которой в России начнутся почти одновременно с Xbox 360, – уникальное устройство управления. Все игры здесь управляются не нажатиями кнопок, а движениями самого игрока. Устройство управления похоже на пульт от телевизора и оснащено датчиками, способными определять положение устройства в пространстве. Чтобы “выстрелить из пистолета”, достаточно указать пультом на монстров с экрана и нажать на кнопку. А чтобы “рубить” недругов “мечом”, пультом нужно уже размахивать.

Стоимость игры для Wii, которую можно будет скачать из Интернета, составит около $10. Игры на оптических дисках будут стоить $40–57. С помощью Nintendo Wii можно подключаться к Интернету, имеет приставка и разъемы для карт памяти, что позволяет просматривать и редактировать фотографии.

Nintendo ставит на необычность своей приставки, но с технической точки зрения Wii серьезно проигрывает конкурентам, замечает Еремеев. У Wii слабее процессоры, меньше памяти, нет жесткого диска. Зато ее цена ниже, чем у Xbox 360 и PS3, – около $300.

PS3 – самая мощная и дорогая среди приставок седьмого поколения. По словам представителя Sony Computer Entertainment Europe в России Александра Харламова, стоимость этой приставки с памятью 60 Гб в Европе составит около 599 евро, а с памятью 20 Гб – 499 евро. Цена одной игры для PS3 будет в пределах $60. По словам Еремеева, львиная доля цены PS3 складывается из стоимости оптического привода Blu-ray, позволяющего хранить и воспроизводить с помощью приставки самые современные игры и цифровые фильмы высокого разрешения. При этом, считает Еремеев, без Blu-ray можно было бы и обойтись: “Ничего принципиально нового Blu-ray в приставку не принес”.

Именно из-за проблем с производством привода Sony пришлось отложить мировую премьеру PS3. В Америке и Японии консоль появится, как и планировалось, в ноябре, а в Европе – только в марте следующего года. По мнению Еремеева, задержки с выпуском и высокая цена могут привести к печальным последствиям для Sony: игроки предпочтут сэкономить время и деньги и купят Xbox 360 или Wii. Однако, добавляет Говорун, так как PS3 будет самой мощной приставкой седьмого поколения, то игры на ней теоретически будут самыми красивыми.

Почему Россия не Америка

Разработчики приставок надеются, что устройства седьмого поколения помогут расшевелить российский геймерский рынок. Дело в том, что компьютерные игры в России сейчас гораздо популярнее, чем консольные. “Россия – рынок, где мировые законы ставятся с ног на голову”, – замечает гендиректор “ND Видеоигры” (официального дистрибутора Nintendo) Дмитрий Бурковский.

По данным J'son & Partners, парк игровых приставок в России составляет лишь 1/20 от парка персональных компьютеров, т. е. 600 000–700 000 штук. Объем российского рынка видеоигр в 2005 г. составил, по оценке “Финама”, $250 млн, но лишь 15% этого рынка пришлось на игры для приставок. В США дело обстоит ровно наоборот: по данным Entertainment Software Association, в 2005 г. американский рынок видеоигр составил $7 млрд, и на игры для приставок пришлось 87%. Объем мирового рынка видеоигр в 2005 г., по оценкам Jon Peddie Research, превысил $15 млрд, и на игры для приставок пришлось 85%.

Главная причина того, что компьютерные игры в России гораздо популярнее консольных, – это их цена, считает Бурковский. За несколько лет издатели компьютерных игр сумели снизить цены на них в России с 1500 до 200–300 руб. за копию. “Издатели консольного программного обеспечения до сих пор не способны повторить этот подвиг”, – вздыхает Бурковский. По его словам, росту цен на игры для приставок способствует то, что их производители, стремясь защититься от пиратства, используют специальные носители, например DVD-болванки специального формата или чипы памяти. Между тем, отмечает Бурковский, именно продажа игр приносит основной доход всем без исключения участникам рынка видеоигр. Приставки обычно продаются в убыток.

Кроме того, добавляет Бурковский, в Японии, США и Европе за несколько десятилетий создана целая культура видеоигр, там игровая приставка есть практически в каждом доме, а в Японии, например, на семью приходится в среднем три видеоприставки (включая карманные). В России же в 1980-е и 1990-е гг. людям было не до игр, сетует Харламов.

По словам Еремеева, играми у нас пока интересуется в основном юная аудитория – люди, которые не могут купить приставку сами. “Но в России родители психологически готовы скорее купить ребенку компьютер за $1000 – в их представлении он предназначен для работы, – чем игровую приставку за $200, которая, на их взгляд, пригодна только для развлечений”, – подчеркивает Говорун.

Впрочем, будущее у приставок в России все же есть, уверен он: “Консоль стоит гораздо меньше, чем сравнимый с ней по производительности компьютер, при этом игры на приставке не тормозят, не глючат и не требуют никаких технических знаний – достаточно просто вставить диск”. Кроме того, говорит Бурковский, у приставок все больше компьютерных “навыков”: Nintendo Wii подключается к Интернету, предоставляет возможности для веб-серфинга и работы с электронной почтой. К тому же, добавляет он, уровень доходов и покупательная способность российских жителей пока растут, поэтому скоро идея купить игру за тысячу с лишним рублей перестанет смущать россиян. Уже сейчас рынок приставок в России ежегодно растет на 70–100%, свидетельствует Харламов.