Американский оценщик


Аналитики российских инвестбанков пока не готовы отдать предпочтение опросам Gallup. “В своей работе мы будем использовать как данные российских социологических служб, так и американского Gallup, как только они начнут проводить свои исследования в России”, – говорит Роланд Нэш из “Ренессанс Капитала”. Он считает, что российские социологические агентства дают хороший охват событий внутри страны. Не видит причин не использовать данные российских социологов Кристофер Уифер из Альфа-банка.

Как стало известно “Ведомостям”, 16 октября Федеральный арбитражный суд Московского округа отказал в удовлетворении кассационной жалобы финской TNS Gallup Oy, подтвердив право Gallup Organization на товарный знак “Институт Гэллапа” на территории России. Победа в суде открывает путь к полномасштабной работе учрежденного в России в 2005 г. Института Гэллапа, говорит Евгений Ариевич, партнер юридической компании Baker & McKenzie (представляющий интересы Gallup).

Гендиректор Института Гэллапа и бренд-менеджер Gallup Крис Стюарт предупреждает, что говорить, какие именно политические исследования проведет Gallup, рано, но предвыборные опросы его интересуют.

Gallup может рассчитывать, что именно ему, а не российским социологам будут заказывать исследования западные государственные и неправительственные организации и СМИ, считает президент ICCG (ранее “Имидж-Контакт”) Алексей Ситников. Больше того: и российские компании при необходимости опубликовать данные для западного потребителя (например, готовясь к IPO) могут обратиться к Gallup – для демонстрации неангажированности исследования.

У выхода Gallup на российский рынок есть и политические причины, подхватывает Дмитрий Гусев из Bakster Group: прогнозы отечественных социологов зачастую не бьются с результатами выборов и Gallup может стать инструментом политического менеджмента накануне возможной масштабной смены властных элит в России. Компания поможет аналитикам на Западе узнать реальный рейтинг “Единой России” и восприятие преемников Путина населением, прогнозирует Гусев.

Западный бизнес хотел бы более адекватного знания российских реалий: качество российских замеров его не удовлетворяет, полагает и политолог Дмитрий Тренин.

Уровень профессионализма высокий и у российских соцкомпаний, и у Gallup, соглашается председатель СПС Никита Белых, но добавляет, что иногда ссылки на данные ряда отечественных агентств – следствие политических установок против партий и конкретных персон.

Пока уровень исследований, которыми пользуется “Единая Россия”, приемлем, заявляет заместитель руководителя центрального исполкома “Единой России” Константин Костин и называет подрядчиков – это фонд “Общественное мнение”, ВЦИОМ, региональные компании.

“Обычно мы не работаем с политическими партиями и заинтересованными группами, мы делаем исследования для медиаорганизаций”, – сообщает Стюарт.

В год прихода на российский рынок Gallup может рассчитывать на заказы до нескольких миллионов долларов, предполагает Ситников.

Гусев оценивает весь рынок в $10–15 млн, президент Издательского дома Родионова Алексей Волин – в $15 млн с учетом опросов в интересах федерального центра, региональных администраций и партийных исследований, в том числе в регионах.

“Как правило, социологи работают на индивидуальных договоренностях с региональными администрациями, которые исследуют имидж региона и занимаются замерами накануне предвыборных кампаний”, – говорит гендиректор крупного социологического центра: вряд ли Gallup, не имея контрактов в администрации президента и хорошей региональной сети, сможет вести прибыльный бизнес в России на политической поляне.