Кто первый за деньгами

Андрей Казьмин (справа) и Андрей Костин могут столкнуться у входа на биржу/ В. Волков

О планах разместить акции на бирже президент ВТБ Андрей Костин заявил еще два года назад. За это время банк подготовился к IPO, ему осталось лишь присоединить купленный в прошлом году питерский Промстройбанк (ПСБ). Для этого он должен предложить миноритариям ПСБ свои акции. Но сделать этого ВТБ не мог, поскольку указ президента относил его к стратегическим предприятиям, где снижение доли государства не допускалось. А закон запрещал размывать госдолю в предприятиях, контролируемых государством.

Закон поправили летом, а вот с президентским указом вышла заминка. Представители ВТБ не раз уверяли, что Владимир Путин подпишет его со дня на день, но не тут-то было. Банку даже пришлось перенести собрание акционеров, которому предстояло одобрить присоединение ПСБ.

Но на этой неделе последнее препятствие будет устранено, рассказали “Ведомостям” несколько федеральных чиновников. По их словам, на прошлой неделе Костин и министр финансов Алексей Кудрин, возглавляющий наблюдательный совет ВТБ, доложили о ситуации с IPO президенту Путину. Костин и Кудрин рассказали ему, что проект указа завизировали все: Совет безопасности, правовое и экспертное управления президента, Росимущество и Минфин – кроме премьера. Президент был раздосадован, что данное им три недели назад поручение правительству ускорить визирование проекта указа не выполнено, о чем он в жестких выражениях заявил в пятницу Михаилу Фрадкову. Путин сказал, что поддерживает планы ВТБ, и потребовал в ближайшие дни внести проект указа. Кремлевские чиновники считают, что указ будет подписан до конца недели. Такой же информацией располагают и в ВТБ.

Указ позволит правительству выдать чиновникам директивы для одобрения допэмиссии акций ВТБ. Если решения президента и правительства выйдут в течение ближайших 2–3 дней, то банк сможет провести IPO в феврале, говорит член правления ВТБ Василий Титов. Иначе размещение перенесется как минимум на май. Дело в том, что размещать акции на Лондонской фондовой бирже можно в течение 135 дней с даты составления отчетности и МСФО по итогам девяти месяцев 2005 г. можно будет использовать до середины февраля. А отчетность по МСФО за 2006 г. банк подготовит в мае, говорит Титов. ВТБ намерен разместить до 25% акций за счет допэмиссии на сумму около $4 млрд.

К тому моменту свои акции на сумму до $10 млрд может начать размещать Сбербанк. Комитет по стратегическому развитию при наблюдательном совете банка уже одобрил решение о продаже акций, и теперь этот вопрос предстоит рассмотреть наблюдательному совету. Топ-менеджер Сбербанка сказал, что сроки и параметры эмиссии еще не определены. Зампред правления банка Бела Златкис сказала лишь, что процедура допэмиссии у любого банка займет не меньше 3–4 месяцев.

Так что госбанкам предстоит большая конкуренция, говорит руководитель банковского комитета Совета Федерации Сергей Васильев: “Но Боливару не снести двоих, поэтому могут быть проблемы, кому выходить первым”. Пионер, по его мнению, получит премию в виде примерно $1 млрд дополнительного спроса. Руководитель департамента Минфина Алексей Саватюгин связывает задержку с подписанием указа президента “с возможной конкуренцией двух крупнейших госбанков”.

Кому из них размещаться первым, власти еще не решили, говорит руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович: “Кто будет лучше готов технически, тот и будет первым”. Между размещениями должно пройти хотя бы два месяца, считает аналитик “Тройки Диалог” Эндрю Кили. А по мнению Дворковича, разрыв должен быть не меньше 3–4 месяцев.

Васильев полагает, что ближе к размещению ВТБ. Если указ президента будет подписан на этой неделе, у ВТБ есть шанс быстро подготовить размещение, считает Дворкович, иначе его шансы будут снижаться. А аналитик МДМ-банка Александр Кантарович считает, что “Сбер” находится в более высокой степени готовности, а потому сможет быстрее вывести новые акции на рынок.

Если Сбербанк предложит акций ненамного больше, чем ВТБ, то бумагам обоих банков обеспечен спрос, уверен Кили. А Кантарович убежден, что объемы и сроки размещений не принципиальны. Он приводит в пример Китай, где за год провели IPO три из четырех крупнейших госбанков – на $8 млрд, $11,2 млрд и $21,9 млрд соответственно, а спрос в десятки раз превышал предложение.