Сериалов больше не будет


Мыльные патриоты

Достаточно несколько раз включить телевизор, чтобы заметить, что сериалов становится все больше и российские явно вытесняют иностранные. Цифры это подтверждают. Сейчас, если верить телепрограмме “Яndex-ТВ”, в России показывают сразу 59 сериалов. По данным “Проф-Медиа” (владеет кинокомпанией “Централ Партнершип”, известной по сериалам “Герой нашего времени”, “Золотой теленок”, “Доктор Живаго” и др.), с 2001 по 2005 г. доля сериалов российского производства на общенациональных каналах выросла с 21% до 54%, а расходы телеканалов на их приобретение – с $40 млн до $225 млн. В 2006 г. объем достигнет $300 млн, прогнозирует президент кинокомпании “Амедиа” (“Бедная Настя”, “Моя прекрасная няня”, “Не родись красивой”) Александр Акопов. По его оценке, эти $300 млн составляют порядка 20% расходов телеканалов на контент российского производства. Однако именно этот вид контента является для большинства телеканалов ключевым элементом программирования. По данным TNS Gallup Media, среди 20 самых популярных телепрограмм с начала года сериалы занимают восемь позиций (см. табл.), опережая такие суперхиты, как “Голубой огонек”, “Терминатор” и шоу Максима Галкина. По данным “Проф-Медиа”, в 2005 г. в двадцатке рейтинговых сериалов все были отечественного производства.

Отечественные сериалы начали вытеснять из прайм-тайма зарубежные около пяти лет назад. Тогда стало понятно, что нашему зрителю гораздо милее родная “Бедная Настя”, чем “Рабыня Изаура”: рейтинги российского “мыла” перекрывали рейтинги иностранных сериалов в несколько раз. В текущем телесезоне в эфирной сетке основных 11 каналов можно найти лишь 15 зарубежных сериальных линеек и 44 российских.

Российский сериал быстро развивается. Кроме обычного “мыла”, снятого по оригинальному российскому или адаптированному западному сценарию, – так называемых телероманов в несколько десятков и даже сотен серий (“Не родись красивой”, “Кто в доме хозяин”, “Убойная сила”, “Офицеры” и т. д.), появились и более или менее художественные фильмы из 8–12 серий (“Доктор Живаго”, “Мастер и Маргарита”, “Идиот”, “Громовы” и др.).

Находка для актера

В мировой практике телероманы, или “мыло”, – продукт одноразовый. Его производят для конкретного телеканала, показывают и потом продают в другие страны, рассказывает сотрудник Sony Pictures Television. “Выполнив обязательства перед каналом, который провел премьерный показ, кинокомпания-производитель вновь становится полноправным владельцем своего продукта”, – говорит он. В России рынок “мыла” живет по другим правилам. “Мы делаем продукцию либо по гарантиям на заемные деньги, когда канал обязуется, что купит ее, либо канал сам финансирует весь процесс производства”, – рассказывает ответственный продюсер “Студии 2В” Феликс Клейман (“Кодекс чести”, “Возвращение Мухтара”, “Цвет нации” и др.). Канал, уточняет он, и является полноправным владельцем сериала. Производителю достается 12–13% денег, которые платит канал, остальное уходит на производство, утверждает Акопов. Президент “СТС Media” (каналы “СТС” и “Домашний”) Александр Роднянский подтверждает эту цифру.

Российские каналы готовы тратить на сериалы все больше. “Средняя стоимость телеромана за одну серию составляет $80 000–140 000, художественного сериала – $300 000 за серию”, – утверждает главный редактор и продюсер “Централ Партнершип” Сергей Даниелян. “Проф-Медиа” в своем обзоре рынка сериалов приводит даже большие цифры: $200 000–250 000 и $300 000–400 000 cоответственно.

Большинство опрошенных “Ведомостями” экспертов считают последние цифры завышенными, но никто не сомневается, что скоро они станут реальностью. По словам Акопова, если последние несколько лет рынок производства сериалов рос на 20–30% в год главным образом за счет количества снятых часов, то сейчас он достиг максимума – около 2000 часов премьерных показов в год. Больше снимать просто незачем: эфирные каналы не переварят, а платное телевидение пока не может позволить себе платить за премьеры. “Сериальный рынок достиг своего потолка”, – соглашается Клейман. “Рынок насыщен; в дальнейшем он будет развиваться за счет повышения стоимости единицы продукта, но не за счет объема”, – надеется Акопов.

Эти надежды небезосновательны. Цена, которую телеканал готов заплатить за сериал, зависит от того, сколько рекламных денег он рассчитывает с помощью этого сериала собрать, объясняет Роднянский. “Рост цен [на сериалы] связан прежде всего с ростом рекламного рынка, а также с тем, что телеканалы проявляют готовность покупать все более дорогой продукт, делая ставку в борьбе за рейтинги на его качество”, – отмечает в своем обзоре “Проф-Медиа”. Реклама дорожает – по прогнозу “Видео Интернешнл”, в 2007 г. рост цен составит 30%, в 2008 г. – 50%. Если сериалы будут расти в цене такими же темпами, их стоимость через два года почти удвоится. По оценке Акопова, сериалы будут дорожать, пока стоимость серии не достигнет европейских $700 000–800 000.

“Кроме медиаинфляции есть и специфические причины роста цен, – признает президент продюсерского центра “Леан-М” (сериалы “Солдаты”, “Студенты”, “Золотая теща” и др.) Олег Осипов. – Рынок труда не успевает за ростом объемов производства. Чем больше снимается кино, тем больше заняты актеры и другие специалисты, тем сложнее их делить друг с другом, тем больше они повышают свои ставки”. 40% сериального бюджета идет на актеров, говорит Осипов. По словам Роднянского, гонорар звезд может достигать $5000 за съемочный день, хотя в основном актеры, конечно, получают в разы меньше. “Основная причина роста стоимости производства – удорожание актеров”, – соглашается Акопов. Но принятые в Европе несколько тысяч долларов за съемочный день для второстепенных ролей и $10 000–15 000 для звезд в России, по его мнению, начнут платить еще не скоро.