Питон, пошел!


Строго говоря, единственный просчет продюсеров был в том, что на изготовление этого трэша режиссеру Дэвиду Р. Эллису выделили $33 млн, которые фильм с горем пополам отработал только к концу американского проката. Будь “Змеи” раза в три дешевле, касса была бы той же, да и Эллис наверняка позволил бы себе еще больше. А так пришлось держатьcя в рамках, сохранять жизни детям и толстым афроамериканцам. Что, однако, ничуть не смущает фанов и присоединившихся к ним кинокритиков, которые радуются “Змеям на самолете” как дети и выдумывают названия сиквелов: “Еноты на вертолете”, “Медведи на велосипеде” и т. д.

Заявка-то без пяти минут выдающаяся. Не важно, кого там охраняет крутой фэбээровец Сэмуэль Л. Джексон, летящий с Гавайев в Лос-Анджелес первым классом. Главное, что его подопечного решили погубить на высоте 10 000 м таким бредовым способом. В багажном отсеке что-то не сильно взрывается, и в салон начинают ползти кобры, гадюки и даже один питон. Ползти – это, конечно, слабо сказано. Змеи ведут себя практически как Чужие в одноименном фильме (использован даже фирменный прием из фантастической эпопеи – показ происходящего с нечеловеческой точки зрения: экран то и дело окрашивается в зеленый цвет, и картинка сползает на уровень плинтуса). Гады чаще всего не подкрадываются и кусают, а выстреливают всем телом, целясь кому в глаз, кому в зад, и это еще полбеды. Идет пассажир в туалет, со смаком расстегивает ширинку, и тут-то гадюка хватает его понятно за что (Чужие бы, кстати, постеснялись). Те, что не добрались до людей, губят электропроводку, после чего режиссер, натурально, тушит свет. Командир корабля гибнет в числе первых, уцелевшие пассажиры ведут себя сообразно социальному положению и полученному воспитанию, Джексон сохраняет хладнокровие, чинит свет, усмиряет нервных, топчет гадюк и пытается вызвонить по бортовому телефону специалиста по ядовитым змеям.

Консультация происходит примерно так. Специалист: “Как они выглядят?” Джексон – стюардессам: “Принесите пару дохлых тварей!”

При всем этом какой-то волосок все же отделяет “Змей на самолете” от совсем уж разнузданной пародии. Видно, что авторы вовсю глумятся над жанром авиакатастрофы, но серьезный артист Сэмуэль Л. Джексон пытается хоть как-то узаконить эту дикую потеху, придать ей мало-мальский драматизм (официально фильм проходит в категории “триллер”). Толку, правда, от этого чуть: понятно, что самого Джексона не укусят, за массовку переживать странно, потому что в суматохе все равно почти ничего не разобрать, а судьба персонажей, которых нам дают время идентифицировать, волнительна разве что в вопросе о том, сразу они умрут или помучаются.

То есть ценность сюжета исключительно в его нелепости. Массовые фобии, на которых паразитирует жанр фильма-катастрофы, доведены тут до абсурда. Впрочем, вокруг “Змей на самолете” как-то глупо городить культурологию. Бывают все-таки в природе картины, которые ровно про то, что в названии, – и ни про что больше. А вытягивать из этих змей метафоры – все равно что в попугаях мерить.