Бремя не снижается


В ежегодном исследовании мировых корпоративных налогов KPMG проанализировала изменение ставок в 86 странах с 1993 по 2006 г. За эти годы средняя ставка налога на прибыль снизилась с 38% до 27,1%. Но за последний год средняя ставка понижена всего на 0,1%. До сих пор облегчение корпоративного налогового бремени шло куда быстрее: в 2004 г. ставка сократилась на 1,1%, а в 2005 г. – на 1,7%.

KPMG анализирует динамику ставок в странах ОЭСР, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Самая высокая средняя ставка в странах “семерки” – 36,5%, самая низкая – в ЕС (25,8%, а 14 лет назад – 38%). В ОЭСР компании отдают государству 28,5% прибыли (на 9,5% меньше, чем в 1993 г.). Сильнее других не везет японским корпорациям – они платят 40,7%.

Зародилась тенденция снижения налога на прибыль в середине 1980-х гг. в Великобритании, говорится в докладе: правительство Маргарет Тэтчер за 1982–1986 гг. снизило ставку с 52% до 35%. Усилилась международная конкуренция налоговых режимов и европейские страны были вынуждены последовать за Британией, говорит Луглин Хиккей, глава налогового подразделения KPMG.

Остановить облегчение бремени чиновников заставила угроза роста бюджетного дефицита, говорит Крис Аткинс, экономист Tax Foundation. К тому же выигрыш от снижения ставок краткосрочен – чтобы компании ответили на послабление ростом инвестиций, нужна законодательная и экономическая инфраструктура, пишет KPMG. Так, Ирландия за 14 лет сократила ставку с 40% до 12,5%, но экономический рост постепенно замедлился с +12% до +2,5%. Конкуренцию ирландцам составили страны Восточной Европы, где средняя ставка 18,4%. Сокращая ставку, добились высоких темпов роста и Скандинавские страны, а вот США 40%-ная ставка не мешает поддерживать быстрый рост. Дания, несмотря на продолжающееся снижение налога на прибыль, инвесторов отталкивает: вырос налог на передачу брендов и ноу-хау, говорит Михаил Горлов из U.K. Tax Consulting. Венгрия отменила почти офшорные ставки налогов для компаний, не ведущих реальной деятельности на территории государства.

Самая низкая ставка налога не привлечет в страну инвесторов – им нужны транспорт и телекоммуникации, квалифицированная рабочая сила, простая процедура регистрации компании и самое важное – политическая стабильность, говорит экономист ING Питер Ван ден Ут. Еще одна возможность привлечь инвесторов – налоговые льготы для инвестфондов, предполагает Горлов. Наконец, хотя европейцы перестали снижать номинальную ставку налога, реальная продолжает снижаться, говорит Ван ден Ут. Например, в Бельгии номинальная ставка – 34%, а реальная – 22,7%.