Краник и дырочка


Почему-то считается, что любой ребенок рано или поздно должен задать родителям вопрос: «Откуда я взялся?» Однако так бывает далеко не всегда: так почему бы не взять инициативу в свои руки, тем более что наглядные пособия выходят одно за другим.

Без сюсюканья

Шведской журналистке Катерине Януш и финской художнице Мерви Линдман, авторам книжки «Как я появился на свет» (по-русски она вышла в издательстве «Открытый мир», 2006), удалось найти верный тон: книжка увлекательна, забавна и при этом совершенно лишена сюсюканья. Она смело адресуется маленьким читателям: «Чтобы ребенок появился, его нужно зачать. А для этого папа и мама занимаются сексом. Они делают это, потому что им приятно и чтобы завести ребенка. Они обнимаются. Они целуются. У папы есть краник. А у мамы дырочка. И вот, когда папа вставляет краник в мамину дырочку, из краника выплывают головастики и попадают в мамин животик». Дальше проще: в животе головастика поджидает малюсенькая клеточка и так далее. Достойна всяческого уважения попытка авторов ответить и на социальные вопросы: «Если родитель живет с ребенком один, он может влюбиться заново. Тогда у ребенка появится еще один папа или еще одна мама». Кратко упоминается об усыновлении («Мамой может стать и такая тетя, которая не носила ребенка в животе») и даже (самый неожиданный момент) о том, что было до «краника с дырочкой»: «Может, я пришел оттуда, где до меня никто не бывал. Я был царем. Или царицей. Сражался с грозным драконом...»).

Все очень серьезно

Книга Дорис Рюбель «Откуда берутся дети» вышла на русском языке в челябинском издательстве «Аркаим». Тут все крайне серьезно, вещи названы «взрослыми» именами: «В момент наибольшей близости пенис увеличивается в размерах и проникает в половые органы женщины. Для обоих партнеров это волнующее и приятное чувство...» Картинки (также принадлежащие автору) весьма реалистические, все нарисовано «как в жизни», некоторые иллюстрации снабжены откидными клапанами: вот дверь родительской спальни, рядом сонный малыш. Откинешь клапан – а там в глубине комнаты голые папа с мамой в постели, а на пороге застыл в полной растерянности тот же малыш. Вообще же написано все довольно сухо, книга кажется слишком научной. В конце издания тест: надо выбрать правильный ответ на такой, например, вопрос: «Что такое детское место?» (правильный ответ – «орган питания ребенка в матке»). Хотя, кажется, маленькие дети такими вопросами вовсе не задаются.

Когда пора?

На этот вопрос тоже не сразу найдешь ответ. Ведь рассказывать в разном возрасте нужно про разное. «Малыши хотят знать про строение тела и про то, откуда дети берутся, – говорит старший научный сотрудник Института дошкольного образования и семейного воспитания, член правления общества семейных консультантов и психотерапевтов Гражина Будинайте. – Подростки – про то, как именно это делается. Говорить нужно по-разному в зависимости от возраста и запроса, по возможности конкретно и подробно. Реагировать следует доброжелательно, «непонятные» места спокойно объяснять, на вопросы отвечать доступным языком». Может, ребенок и не все поймет, но дело ведь не только в понимании: не менее важно ребенку ощущать, что родители с вниманием относятся к его любопытству, интересу к своему телу, первым проявлениям сексуальности, которые возникают в 4–5 лет. Конечно, книжек без недостатков не бывает, но «лучше с недостатками, чем вообще без книжек», – говорит Будинайте. В любом возрасте лучше, если ребенок получит правильную информацию от родителей, чем искаженную от сверстников. Дело за малым: сами родители не должны избегать такого разговора.