Некурящий рейс


Новейший фильм ужасов «Змеиный полет», триллер «Ночной рейс» и превосходная документальная драма «Потерянный рейс» наводят на мысль: более страшного места, чем самолет, не придумать. Неужто полетная фобия в последние годы развилась до такой степени или люди стали больше летать? Может, самолеты чаще падают? Стоит сесть на международный рейс достаточной продолжительности, и понимаешь, в чем дело: в самолетах теперь нельзя курить. Никотиновая зависимость будит в ослабленном сознании курильщика демонов, которые являются в обличье террористов или ядовитых змей. И выхода нет.

Ущемление прав курильщиков, защищать которые не возьмется даже самый толерантный адвокат, очевидно: их, бедолаг, буквально сживают со света. Но ведь если нас не убьет курение, то помогут алкоголь, холестерин, дурная экология, плохие дороги, некачественные лекарства. Курение – жупел, курильщик – образ врага, вот и все. Недаром в Голливуде сегодня курильщики обречены на изгнание из общего здорового круга, а ведь всего полвека назад голливудские звезды курили элегантнее всех на планете.

В таких обстоятельствах снять фильм в защиту курения – гражданский поступок, причем отважный. На него решился 29-летний Джейсон Райтман, чей полнометражный дебют «Здесь курят» по одноименному сатирическому бестселлеру Кристофера Бакли выйдет на экраны на днях. Если кто не читал книгу, вот краткое содержание. Герой, сыгранный блистательным Аароном Экхартом, – профессиональный лоббист, спикер на зарплате у табачных корпораций. Он гениальный демагог, софист от Бога, который на любом диспуте – в Сенате или на телешоу – способен доказать, что курение несет человеку не смерть, но счастье. Революция, совершенная Бакли и поддержанная режиссером, в смелом допущении: а что, если лоббист прав?

Райтман, конечно, не просто нахальный юнец. У него за спиной солидный бэкграунд: и текст раскрученного романа-первоисточника, и несколько успешных короткометражек, и уроки замечательного отца, Айвана Райтмана – друга и продюсера Кроненберга, автора «Охотников за привидениями», «Эволюции», «Близнецов» и «Джуниора», человека с уникальным чувством юмора. Это качество Джейсон унаследовал от родителя. Недаром «Здесь курят» вышел в его интерпретации не только фильмом о курении, но и картиной о преемственности поколений. Здесь есть своя логика: если наши родители дымили как паровозы, с какой стати нам отказываться от вредной привычки, сделавшей их счастливыми? Табак ведет к раку легких, факт. Но если человек может выбрать, как ему умереть, не станет ли такой выбор крайним проявлением свободы, которой так гордится Америка?

Как справедливо указывают оппоненты главного героя, требующие поставить на каждую пачку сигарет пугающий штамп с черепом и костями, средний американец (да и не только он) «на 80% лучше реагирует на изображение, чем на слова». Так и фильм разбавляет утомительный педантизм суховатого романа нормальной сентиментальностью, а тонкий вкус Райтмана не позволяет ей превратиться в пошлость: например ни один персонаж ни разу не закуривает на экране. Лишь однажды это происходит в сцене-цитате из старого голливудского военного фильма – напоминании о том, как быстро и радикально меняются общественные приоритеты. Ведь «Здесь курят» – кино об относительности любой пропаганды, всегда лживой и направленной на чью-то выгоду. Оправдана она лишь в том случае, когда защищает интересы меньшинства. Если верить кинематографу, в нынешнем мире таким меньшинством стали курильщики, безжалостно сброшенные с самолета современности.

С 9 ноября, «Октябрь», «Горизонт»