Обиженный директор


В случае продажи Импэксбанка его директорам и ключевым менеджерам полагались компенсации от нескольких тысяч до миллиона долларов, рассказали несколько близких к банку источников. Большинство деньги получило, но нашлись и обделенные. Таковым, в частности, счел себя бывший член совета директоров Импэксбанка Олег Говорухин. Он направил письмо зампреду ЦБ Геннадию Меликьяну (копия есть у “Ведомостей”), в котором поведал, что по заключенному с ним договору в связи со сменой контроля в банке и досрочным прекращением полномочий члена совета директоров должен был получить компенсацию $1,2 млн.

По версии Говорухина, официально о продаже “Импэкса” группе Raiffeisen было объявлено 1 февраля. Сам Говорухин, называющий себя “действующим на тот момент членом совета директоров”, узнал о ней из сообщения на сайте Импэксбанка. Затем он был выведен из совета, чтобы освободить место представителям австрийцев. Говорухин утверждает, что не был уведомлен о созыве собрания акционеров, которое прекратило его полномочия, хотя закон об акционерных обществах и устав банка относят созыв собрания и утверждение повестки дня к исключительной компетенции совета директоров. Это, по мнению Говорухина, ставит под сомнение легитимность всех последующих решений совета. Среди них – созыв собрания акционеров для одобрения присоединения Импэксбанка к Райффайзенбанку.

Но Говорухина беспокоит не только легитимность решений совета “Импэкса”, но и его миллион. Поданное им в феврале требование о выплате компенсации не исполнено. Тогда Говорухин уведомил ЦБ, что он подал иск в международный арбитраж, предлагая обращаться к представляющей его интересы коллегии адвокатов “Юков, Хренов и партнеры”. Связаться с Говорухиным не удалось, в коллегии подтвердили, что занимаются его делом, в ЦБ от комментариев отказались.

В Импэксбанке подтвердили, что дело о компенсации Говорухина находится в суде Международной торговой палаты, но от комментариев отказались до вердикта суда. Предправления Райффайзенбанка Йоханн Йонах передал через пресс-службу, что “как это собрание, так и многие другие неоднократно проверялись российскими и иностранными юристами во время подготовки сделки по приобретению Импэксбанка”.

На сайте Импэксбанка указано, что решение внеочередного собрания акционеров о выводе из совета директоров Говорухина принято 23 января – более чем за неделю до объявления о сделке с Raiffeisen и более чем за три месяца до появления в совете представителей австрийской группы. Адвокатов Говорухина это не смущает. “Соглашение было заключено 14 марта 2005 г. сроком на год. Вывод Говорухина из совета директоров и сообщение о смене контроля произошли в указанный период времени. Поэтому вне зависимости от их очередности компенсация должна быть выплачена”, – уверяет партнер коллегии адвокатов “Юков, Хренов и партнеры” Александр Хренов.

Возглавлявший совет директоров Импэксбанка Дмитрий Еропкин не помнит, уведомляли ли его о январском собрании акционеров, но претензий к банку не имеет, поскольку компенсацию получил. Еропкин остался в команде бывшего владельца банка Бориса Иванишвили, в то время как от услуг Говорухина тот отказался еще в ноябре, рассказывает бывший сотрудник Импэксбанка. Другой бывший менеджер вспоминает, что расставание с Говорухиным, курировавшим связи с госорганами, произошло вскоре после того, как в Импэксбанке был проведен обыск, информация о котором получила резонанс в прессе и осложнила работу банка.

Обращение в ЦБ не поможет Говорухину, поскольку трудовыми спорами и вопросами легитимности собраний акционеров занимается суд, считает начальник правового сопровождения банковской деятельности банка “Московский капитал” Алексей Гулюкин. Да и там, по мнению старшего юриста “Вегас-Лекса” Александра Чернышова, шансы Говорухина невелики. Вознаграждения членам совета директоров по закону должны выплачиваться по решению собрания акционеров, а не по двустороннему соглашению с банком. Но даже без этого, если к моменту смены контроля в банке человек был уже выведен из совета, претендовать на компенсацию он не может, добавляет Чернышов.