ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ


Малоэтажная Москва

На статью “12-й застроят” (№ 203 от 27.10.2005, стр. Б6)

На днях в жизни Москвы состоялось несколько примечательных событий. Первое: город – и не в первый уже раз – получил 1-е место в рейтинге наиболее привлекательных по потенциалу строительства столиц мира. Второе: московский “Спартак” застрял в пробке и вынужден был добираться на матч с “Интером” на метро. Третье: утром в час пик при нормально идущих поездах на платформе метро “Тушинская” осталось больше людей, чем смогло втиснуться в электричку. В СМИ это не освещалось, но, если подумать, по своей значимости событие не уступает двум первым.

В последние годы самый модный разговор среди московских менеджеров высшего и среднего звена – растущие автомобильные пробки. Москва, как говорит Жванецкий, стала городом одного дела. Хочешь сделать два дела – спускайся в переполненную преисподнюю, в метро.

Адекватны ли действия властей масштабности и значимости надвигающейся катастрофы? Сомневаюсь. Внутри Большой Кольцевой у города – грандиозные планы по застройке свободных еще пятачков жилыми небоскребами. А прямо за пределами Кольца на десятилетие вперед на наших глазах составляется расписание бесконечного тиражирования высотных городов-спутников.

Не нужно обладать воображением, чтобы понять, как возрастет нагрузка на город уже через пару-тройку лет. Несколько новых магистралей внутри столицы вряд ли помогут – ведь сквозь многоэтажки дорогу не прорубишь. Нас успокаивают идеей перехватывающих стоянок около станций метро. Вот на той же “Тушинской” и на “Ленинском проспекте” через пару-тройку лет их обещают построить. А зачем? Чтобы люди, пересев из автомобилей, не смогли влезть в вагон метро?

В городе реализуется ошибочно-порочная концепция застройки. Нас слишком много в столице. Убаюкивающие цифры, включающие в площадь города Лосиный Остров, Битцу и прочие зеленые пояса, не должны вводить в заблуждение – мы живем не среди лесов, а во все более плотно застроенных городских джунглях. Наши дети перестают болеть на дачах и не вылезают из болячек в Москве. Масштабная многоэтажная застройка никогда не будет приспособлена и вступает во все большее противоречие с растущим парком собственных транспортных средств.

Поэтому первое и главное, что нужно сделать, – отказаться, пока не поздно, от многоэтажной застройки в Москве и пригородах и повсеместно перейти к более “гуманной” малоэтажной. Думаю, если корректно подсчитать все прямые и косвенные издержки, включая потери на времени и здоровье людей, малоэтажное строительство обойдется в конечном счете намного дешевле типовых многоэтажек. Ведь не случайно весь окружающий нас мир давно идет именно по этому пути.

Второе. Стимулирование выноса деловой и транспортной активности – офисов, производств, вокзалов – на окраины, за ближние и дальние пределы Москвы. Реальное наполнение давней идеи мэра о Большой Москве, растянутой на сотни километров от центра города. Ведь в настоящее время основные потоки людей стремятся в центр и через центр города.

Третье, связанное с первым и вторым. Повышение мобильности населения. Развитие системы скоростных пригородных радиальных и кольцевых электричек, скоростных дорог с запретом на проезд в автомобиле менее трех человек (действует во многих городах мира) и т. д. Все это – долго, сложно и недешево. Но другого выхода, похоже, нет.

Дмитрий Рылько, житель Москвы