Снимать как видеть


Московский дом фотографии открыл в Манеже ретроспективу Родченко к своему 10-летию. То есть пошел с козырного туза, показал лучшее, что имеем в фотоискусстве. Имя Родченко в истории мировой фотографии вписано в первых строках, он один из главных фотографов ХХ в., признанный экспериментатор, новатор, вдумчивый теоретик и блестящий мастер. И дело не только в том, насколько он обогатил фотоязык и какие новые и до сих пор широко используемые приемы ввел в практику.

Родченко, как настоящий большой художник, расширил возможности человеческого видения, заставил глаз смотреть по-новому. Не единолично, конечно, не усилием своей огромной творческой воли, а влившись в развитие культуры, почувствовавшей необходимость обновления восприятия действительности. И как раз на этой выставке в Манеже видно, насколько фотографическое наследие Родченко принадлежит визуальной культуре ХХ в., как оно развивает открытия европейского модернизма.

Все 10 лет своего существования Московский дом фотографии регулярно – на всех фестивалях и на множестве тематических выставок, московских и зарубежных, – Родченко выставляет. Кроме того, Родченко – один из самых репродуцируемых русских фотографов, его пионеры, физкультурники, Лиля Брик в косыночке и Маяковский с папироской – символы советского энтузиазма, эмблемы великой утопии, иконы русского авангарда. Так что его ретроспектива могла бы оказаться повторением виденного, уроком заученной классики, если бы не была так точно, грамотно, просто образцово сделана.

Прежде всего на выставке нет никаких популистских ходов – только винтажи, авторская печать, собранные из частных собраний и музеев. Так что перед зрителями действительно фотографии и фотоколлажи Родченко, а не улучшенные компьютерной программой репродукции. И – вот они чудеса – почти в каждой даже самой известной его фотографии можно разглядеть не замеченные раньше мелочи и детали, которые превращают снимок в произведение искусства с обязательным маленьким волшебством вроде отблеска света в стекле очков на портрете Третьякова, трогательной ямочки на пухлом подбородке пионера-трубача или тяжелого взгляда Лили Брик, позирующей в полупрозрачном платье, надетом на оплывшее голое тело.

Сотни родченковских фотографий на выставке тематически структурированы по разделам: круг Родченко, эксперимент и ракурс, фоторепортаж, фотоколлаж, спорт-парад, лирика. Из родченковской биографии известно, что смелые фотоэксперименты 20-х гг., поставленные на службу советской пропаганде, кончились для их автора трагически. Как и большинство заключивших сделку с советской властью мастеров культуры, он был обвинен в идеологически вредном формализме и к концу жизни снимал не красноармейцев и строителей Беломорканала, а циркачей, классический балет и оперу.

Но на большой персональной выставке периоды, когда Родченко с помощью искусства “вел народ куда-то” (его слова), и когда он хотел вести народ только к искусству (понятному и честному – цирку и балету), неотделимы, потому что каждый снимок – не просто выстроенный и продуманный кадр, а художественное, небанальное, видение жизни. К которой Родченко относился трепетно и серьезно и вследствие этого серьезно и трепетно относился к фотографии-искусству, которая должна была не механически фиксировать реальность, а отражать жизнь в разных ракурсах, со множества точек и в сложных перспективах.

К выставке “Фотография – искусство” выпущена (в рамках издательской программы “Интерроса”) большая книга о Родченко, сделанная с той же академической тщательностью, без завлекательных эффектов, что и выставка. Ее достоинство, кроме продуманного макета и информативных текстов, – точная передача снимков. За это качество – и выставки, и книги – отдельная благодарность внуку Родченко Александру Лаврентьеву, самоотверженно сохраняющему и пропагандирующему наследие деда.

Почти одновременно с московской в Париже была открыта большая и умная выставка “Советский фотомонтаж 1917–1953. Визуальное оружие”, где работы Родченко и его жены Варвары Степановой составляют основу экспозиции и раскрывают причины его романтического на первых порах союза с властью. Так что не только свой собственный юбилей, но и 115-летие Родченко Московский дом фотографии отметил очень достойно.