“Оша” в Ишиме


Впервые о том, что на Ишимском винно-водочном заводе может появиться новый собственник, весной 2006 г. заявил губернатор Тюменской области Владимир Якушев. По его словам, администрация разослала предложения о покупке доли в уставном капитале ВВЗ трем крупным компаниям алкогольной отрасли, в том числе и “Оше”. Якушев тогда сетовал, что предприятие снизило объемы производства и вывести его на прежний уровень может только сильный инвестор, владеющий известным брендом. Администрация области готова была продать свой пакет из 50,3% акций, зарегистрированный на Фонд развития и поддержки предпринимательства, за 20 млн руб.

Как стало известно “Ведомостям”, совладельцем Ишимского ВВЗ стала омская “Оша”. В отчетности “Оши” Ишимский ВВЗ значится в дочерних предприятиях: компании принадлежит 30,3% акций. Пресс-секретарь “Оши” Марина Олейникова отказалась комментировать приобретение Ишимского ВВЗ, но и не опровергла эту информацию.

Руководитель Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области Геннадий Марков рассказал, что пакет акций Ишимского ВВЗ был продан компании “Оша” еще летом, но сообщить подробности сделки отказался. А первый заместитель мэра Ишима Владимир Овчинников сообщил, что “Оша” планирует инвестировать в расширение производства водки.

По словам гендиректора Ишимского ВВЗ Виталия Пузикова, летом “Оша” приобрела 50,3% акций завода у Фонда развития и поддержки предпринимательства . Но в течение лета уставный капитал предприятия был увеличен с 30 млн до 50 млн руб., и его увеличение оплатила компания “Винодел”. По данным “СПАРК-Интерфакс”, “Винодел” принадлежит физлицам и зарегистрирован по одному адресу с Ишимским заводом. В результате доля “Оши” была размыта до 30%, а “Винодел” увеличил свою долю с 49,6% до 69,8%. По словам Пузикова, соглашение “Оши” и администрации Тюменской области предусматривает инвестирование средств в развитие завода, однако пока ВВЗ их не получал. Пузиков затруднился спрогнозировать, будет ли в перспективе увеличена до контрольной доля “Оши” на Ишимском заводе.

В администрации Тюменской области надеются, что новый собственник поможет решить проблемы предприятия – увеличить объемы производства и обеспечить поставки спирта. Начальник отдела рынка алкогольной продукции Лицензионной палаты Тюменской области Лилия Михайлова говорит, что Ишимский ВВЗ за 10 месяцев 2006 г. выпустил 163 000 дал водки, что на 20% меньше уровня 2005 г. По данным отчетности Ишимского ВВЗ, в 2003–2004 гг. завод выпускал не менее 300 000 дал водки. В начале 2006 г. в Тюменской области прекратили работу два спиртзавода: тобольский “Золотая рожь” и Заводоуковский спиртзавод. Михайлова говорит, что “Оша” уже начала поставлять спирт для производства на ВВЗ.

“Оша” давно стремилась выйти на уральский рынок, говорит директор департамента маркетинга и закупок компании – дистрибутора крепкого алкоголя “Сэком” (Екатеринбург) Дмитрий Кручиневский (компания является дистрибутором Ишимского завода и “Оши”). Но до сих пор ее успехи незначительны, замечает Кручиневский. Серьезные позиции в регионе из омских производителей занимает лишь “Омсквинпром” с водкой “Пять озер”. Ишимский завод специализируется главным образом на выпуске водочных настоек в нижнем ценовом сегменте (до 80 руб. за 0,5 л), рассказывает Кручиневский. По его словам, наиболее популярными брендами завода являются крепкие настойки “Рябиновка”, “Клюквенный”, “Барвинка”, “Боярышник на коньяке”. “Оше” логично разместить на Ишимском заводе собственное производство и за счет этого увеличить свое присутствие в Уральском регионе, резюмирует Кручиневский.

Но гендиректор и совладелец “Омсквинпрома” Андрей Стрелец предупреждает, что покупка доли в Ишимском винно-водочном – не самый простой путь на Тюменский рынок. “Оша” сможет укрепить сбыт в Тюмени, но занять там серьезные позиции можно, только вложившись в развитие брендов, говорит Стрелец.