ВЕКТОР


Агентство “Прайм-ТАСС” со ссылкой на источник в группе “Синтез” сообщило, что она завершает переговоры с “Роснефтью” о совместном участии в шельфовых проектах с общим объемом инвестиций $10–12 млрд. В пресс-службе “Роснефти” “Интерфаксу” объяснили: предварительные переговоры с “Синтезом” о вхождении в его шельфовые проекты велись, но менеджмент “Роснефти” пришел к выводу, что “участие в данных активах не представляет для компании интереса”.

Не время сейчас

Интересы сторон здесь просматриваются невооруженным глазом. “Синтез” через свои дочерние фирмы владеет пятью лицензиями на перспективные участки недр на шельфе Баренцева моря. Их разведка и разработка – очень дорогостоящее дело, в одиночку такие проекты “Синтезу” не потянуть, поэтому группа давно ищет солидных партнеров – именно на них и должно было бы лечь основное финансовое бремя. Но не в правилах “Роснефти” брать на себя такую роль. Госкомпания уже участвует в трех совместных проектах на шельфах Сахалина и Камчатки с британской BP, китайской Sinopec и корейской KNOC, и во всех случаях контрольная доля принадлежит “Роснефти”, а геологоразведка полностью финансируется иностранцами. Так что вступать в альянс с “Синтезом” “Роснефти” совсем не с руки. Гораздо лучше дождаться, когда у этой группы отберут лицензии (повод, как показывает практика, найти несложно), затем получить их из добрых рук своего основного акционера, найти состоятельного партнера и за его счет разрабатывать месторождения.

В советских границах

АФК “Система” и “Альфа-групп” давно говорят об экспансии за пределы бывшего СССР, но пока это только слова. Намерению “Системы” обменять телекоммуникационные активы на блокпакет Deutsche Telekom (DT) не суждено сбыться: крупнейший акционер DT – правительство Германии, по сведениям Financial Times (FT) и Handelsblatt, отвергло предложение россиян. А британская Vodafone, которой “Альфа”, по данным The Times, предлагала телекоммуникационные активы с доплатой в обмен на 20% ее акций, вовсе опровергла факт подобных переговоров. Норвегии “Альфа” предлагала создать СП с государственным оператором Telenor, но тамошнее правительство не стало рассматривать ее предложение.

Обмен активов в России и СНГ на доли в крупных компаниях за пределами бывшего СССР стал бы для российских олигархов идеальной сделкой: что ни случись в России, например, после президентских выборов 2008 г., не придется тревожиться о сохранности собственности. Но на Западе не спешат заключать сделки с россиянами, как говорят источники FT, “по политическим и стратегическим причинам”. Так что успешные сделки за пределами СНГ для российских телекоммуникационных магнатов исключение, а не правило. “Система”, претендовавшая на второго сотового оператора Турции Telsim, сотовые компании Индии и третью GSM-лицензию в Египте, пока удовольствовалась британским оператором IP-телефонии Wavecrest с оборотом $280 млн. А гендиректор Altimo (управляющей телеком-бизнесом “Альфы”) Алексей Резникович не скрывает, что покупка 13,22% крупнейшего турецкого сотового оператора Turkcell произошла во многом благодаря поддержке со стороны Владимира Путина.