BP определила цену жизни


Взрыв на НПЗ BP в Техас-Сити произошел в 2005 г., тогда погибло 15 работников завода, еще 500 было ранено. В связи со взрывом семьи погибших и пострадавшие подали против BP более 1000 судебных исков. BP добилась внесудебного соглашения по большинству исков, поданных пострадавшими, и по искам семей тринадцати из погибших. Условия соглашений компания не разглашала, но известно, что по всем внесудебным соглашениям в совокупности компания выплатила $1,2 млрд. На этой неделе в окружном суде штата Техас начнется первый процесс по этому делу по иску Евы Роу, которая потеряла в катастрофе родителей и не согласилась на внесудебное соглашение.

FT стало известно, на каком основании BP может рассчитывать суммы компенсаций. Во время видеопоказаний, которые представители BP давали адвокатам истцов, об этом рассказал Роберт Манчини, который сейчас работает консультантом BP по безопасности (с ними удалось ознакомиться FT). По его словам, за одного погибшего человека компания готова была заплатить $20 млн. Если речь шла о нескольких смертях от одного инцидента, компенсация за одну жизнь увеличивалась пропорционально количеству жертв. “Если катастрофа унесла четыре жизни, компенсация за каждого погибшего достигнет $40 млн. Если смертей сто, компенсация вырастает до $200 млн за каждую жизнь”, – сказал Манчини.

Адвокаты истцов также представили FT письмо, написанное Робертом Манчини коллеге из Amoco. Оно озаглавлено “Цена человеческой жизни” и посвящено тому, как BP подходит к оценке рисков, связанных с авариями на производстве. Письмо было написано в 1999 г., вскоре после того как BP купила Amoco. “Размеры компенсации могут быть точно определены с целью более точного расчета затрат. Эта проблема относится скорее к культурным, чем к техническим, но ее следует решить”, – говорится далее в письме.

В другом документе под названием “Тренинг по оценке риска крупных аварий” сотрудники BP уподобляются главным героям сказки “Три поросенка”, а крупная авария сравнивается с “серым волком”. Документы датированы 17 октября 2002 г. “Если дом [под “домом” имеется в виду предприятие] обрушится, поросенок будет съеден. Какой дом построить поросенку?” – вопрошают авторы тренинга. Затем идет перечисление возможных материалов для строительства “дома”. Среди них – “солома, дерево, кирпичи”. На копии документа, представленного адвокатами истца, от руки написано “оптимально” и нарисована стрелка, указывающая на “кирпичи”, цена которого указана на уровне $200. Это самый дешевый из перечисленных в документе материалов.

Представитель BP Ронни Чэпел утверждает, что эти документы не были использованы при принятии решения о компенсации пострадавшим от взрыва в Техасе. Но он не стал говорить, подлинны ли они. Чэпел добавил, что команда BP, расследующая инцидент в Техасе, пришла к выводу, что его причиной не был недостаток финансирования. “Напротив, в годы, предшествующие взрыву, затраты на безопасность на заводе увеличивались”, – подчеркнул Чэпел.