Как продавалась “Северсталь”


Конкуренты и бизнесмены, продававшие бумаги своих компаний почти одновременно с “Северсталью”, выступали сильнее. В свое время спрос на акции НЛМК и “Евраза” втрое превышал предложение. Трубная металлургическая компания (ТМК) на прошлой неделе продала свои акции на сумму $1,08 млрд с переподпиской в 19 раз. А вчера Челябинский цинковый завод (ЧЦЗ) сообщил, что спрос на его акции был настолько велик, что его основной акционер – NF Holding B.V. смог увеличить размер продаваемого пакета примерно с 25% до 33% (1,6 млн шт.), опцион еще на 4,9% (252 000 шт.) получил букраннер размещения – Credit Suisse. Акции ЧЦЗ разошлись по $167,50 за 1 шт. ($16,75 за GDR) – на 8% выше верхней границы ценового диапазона (был равен $127,5–155 за акцию). Но даже при новом ценовом коридоре ($155–167,5 за акцию) спрос превысил предложение в 10 раз, акции приобрели свыше 140 инвесторов, рассказал “Ведомостям” источник, близкий к ЧЦЗ. На сделке неплохо заработал менеджер из команды Мордашова и его партнер по “Северсталь-Авто” Вадим Швецов. Вместе с сенатором Андреем Комаровым и его партнером Александром Федоровым он уже получил от продажи акций ЧЦЗ $281,49 млн.

Алексей Мордашов решил разместить акции “Северстали” на одной из международных бирж после того, как в июне сорвалась грандиозная сделка по слиянию металлургических активов со сталелитейным гигантом Arcelor. Объединить активы “Северстали” с “Евразом” Александра Абрамова и Романа Абрамовича не удалось. IPO задумывалось, чтобы, как говорил Мордашов, “иметь возможность покупать компании за [свои] акции, сливаться с ними, создавать различные СП”.

Многие коллеги Мордашова до сих пор уверены, что срыв сделки с Arcelor – результат плохой подготовки: ее вели лишь два инвестбанка – ABN Amro и Lehman Brothers. К размещению акций “Северстали” бизнесмен готовился обстоятельнее: IPO делают Citigroup, Deutsche Bank и UBS Investment Bank. В начале октября Мордашов дал интервью Sunday Times, в котором рассказал не только о бизнесе, но и о своих увлечениях, отношениях с детьми и о своей философии жизни вообще.

Но все равно IPO шло сложно, признался “Ведомостям” один из банкиров, знакомых с ходом размещения акций. Роад-шоу к размещению акций стартовало 26 октября, а ценовой диапазон в $11–13,5 за акцию “Северсталь” объявила в середине роад-шоу – убедившись по общению с инвесторами, что больше не получить. Структуру сделки на ходу пришлось менять, рассказали несколько банкиров, знакомых с деталями размещения. Поначалу планировалось, что до 15% акций продаст одна из компаний Мордашова – Frontdeal Limited, а затем вновь увеличит пакет, воспользовавшись преимущественным правом выкупа допэмиссии акций “Северстали” (9,13% от нынешнего уставного капитала, или 85 млн акций) по цене размещения. Таким образом часть денег получила бы сама “Северсталь”, которой нужны средства на развитие, а ее хозяину осталась бы разница. В итоге Мордашов продает около 1% акций, рассказал один из банкиров, а другие собеседники “Ведомостей” утверждают, что и вовсе ничего – инвесторам предлагают лишь акции новой эмиссии, а все деньги останутся компании.

Цена размещения определялась минувшей ночью и на момент сдачи номера не была определена. Но ясно, что переподписки “в разы” не будет, возможно, не будет даже двукратного превышения спроса, признались несколько источников, знакомых с ходом сделки. Один из них рассказал, что будет продано акций на $1,2 млрд. Еще несколько банкиров и инвесторов утверждают, что цена размещения будет чуть выше середины ценового диапазона – $12,5–13 за акцию.

Но для Мордашова любой итог размещения удачный, уверен аналитик “Траста” Александр Якубов, ведь его целью было не столько заработать, сколько превратить акции компании в своего рода валюту, повысив ликвидность. Мордашов этого добился, а теперь будет искать новые возможности для слияний и поглощений как в России, так и за рубежом, отмечает аналитик. Для несостоявшейся сделки с Arcelor “Северсталь” оценили в $10 млрд, а при размещении капитализация составит $11,6–12,1 млрд. И компания будет дорожать: Якубов считает справедливой цену акций “Северстали” в $14,2, оценка Кирилла Чуйко из “Уралсиба” – $16. Он отмечает, что Мордашову труднее найти покупателей, чем владельцам цинкового завода, – у “Северстали” на фондовом рынке есть конкуренты – “Евраз” и НЛМК, а в цветной металлургии ни одной ликвидной бумаги, кроме “Норникеля”, нет.