ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ: Пересортица


Когда-то этим дивным термином обозначали замену высокого сорта товара низким и продажу его по цене высокого. Именно этим старым советским способом работает сейчас российский топливный рынок. По масштабам обмана российских автомобилистов, транспортных компаний, всех структур, владеющих автомобилями, в том числе и государственных, этот рынок не сравним ни с чем. Это гигантская игра в наперстки, где обманутым всегда будет человек за рулем и все, кто стоит за ним, т. е. либо семья, если он автолюбитель, либо предприятие, если он водитель по найму. По экспертным оценкам, не менее 30% топлива в Москве и Подмосковье – низкокачественное или фальшивое. И это в столице, где шагу не ступишь без присмотра контролеров и правоохранителей.

Можно представить себе, что творится на периферии, где всяк друг другу кум, брат или сват. По словам главного технолога ВНИИ переработки нефти Владимира Булатникова, в России действует 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов, около 45 мини-заводов (это заводы мощностью от 500 000 т в год до 20 000 т в год), но при этом 1500 производителей бензина. Это и есть те самые “бодяжники”.

Кому выгодно? Увы, выгодно прежде всего государству, поскольку более 50% стоимости литра топлива – это акцизы и налоги, поступающие в госбюджет. Какой же смысл наводить порядок там, откуда деньги и так идут? Кого интересует, что в результате использования такого “бодяжного” топлива преждевременно умирают двигатели, высасывая перед этим деньги из кошельков владельцев? Кто обеспокоен тем, что при сгорании всей химии, добавляемой умельцами в это, с позволения сказать, топливо, могут выделяться и вещества, близкие по составу к боевым отравляющим, о чем мне рассказывал директор ОАО ВНИИ НП (институт по переработке нефти) Ринат Галиев. И не лукавством ли выглядят при такой государственной доле в цене литра топлива его, государства, любые объяснения по поводу высоких цен на бензин и солярку?

Приходится покупать дрянное топливо по 20 руб. Необходимо стимулирование срочной модернизации нефтеперерабатывающих заводов и отмена импортных пошлин на новое оборудование; необходимо изменение налоговой политики в сторону уменьшения акцизного бремени на производителей более качественного топлива (сегодня наблюдается обратная ситуация: акцизы на нефтепродукты тем больше, чем выше его качество, что стимулирует выпуск некачественного бензина). Нужен, естественно, и контроль над картельными сговорами, и введение уголовной ответственности за продажу контрафактного топлива, и ряд других мер. Но главным требованием, никак не ломающим рыночный механизм, остается требование элементарно снизить налоговое бремя на автомобилистов – очень уж аппетит у государства нездоровый. Кстати, депутаты Валерий Зубов и Сергей Штогрин уже внесли законопроект о снижении налога на топливо. Характерно, что в США такой налог составляет 30%, а стоимость бензина в некоторых штатах снизилась до 14 руб. Даже в Китае топливо дешевле, чем у нас. Может, и нам покупать нефть? Пусть научат. И бензин будет дешевле, и недра потомкам останутся.