ВЕКТОР


Депутат Александр Лебедев – по совместительству основной владелец Национальной резервной корпорации (НРК), которая контролирует почти 30% “Аэрофлота” и 26,5% авиализинговой компании “Ильюшин финанс” (ИФК), – устал от претензий, что не может лоббировать интересы авиапрома в Госдуме. Сейчас его пакеты в доверительном управлении, но Лебедев решил пойти дальше. Вчера он пообещал передать свой пакет ИФК английскому Russia Gorbachev Foundation Trust Fund – недавно созданному благотворительному фонду им. Раисы Горбачевой, покойной супруги первого и последнего президента СССР. Горбачев – почетный президент этого фонда, а его формальные учредители – два британских гражданина и сын Лебедева Евгений. Старший Лебедев и Горбачев уже партнерствуют – они владеют половиной “Новой газеты”. Фонд помогает детям, страдающим лейкозом. Он строит медицинский центр в Петербурге, на что нужно минимум $15 млн, а у фонда есть только $2,5 млн. Получив акции ИФК, фонд получит от них дополнительный доход, что поможет реализовать все программы, надеется Лебедев. А сам он “будет чист” перед “Единой Россией” и коллегами: акции больше не будут ему принадлежать. Хотя управлять ими, скорее всего, как и раньше, будет НРК. Какие дивиденды это принесет Лебедеву, пока не ясно. А вот британский фонд особых доходов может и не дождаться. Только дивиденды он и может получать от ИФК, а компания не слишком щедра к акционерам. Дивиденды она начала платить только в 2004 г., и за два года их сумма не превысила $1 млн. По английскому праву, получив актив, фонд не может ни продать его, ни передать кому-то. Зато может отказаться от этих акций.

Время либо деньги

Работа системы страхования вкладов в России не раз озадачивала иностранных банкиров. Экс-председатель правления “Банка Сосьете Женераль Восток” Мишель Брику не мог понять, почему при допуске в систему ЦБ уделяет внимание доходности банков, когда это должно прежде всего интересовать акционеров. Депутат Павел Медведев поведал, что ЦБ затруднялся объяснять известным иностранным банкам с вековой историей, почему, прежде чем начать принимать вклады населения, им предстоит поработать на российском рынке два года. Поэтому депутат готовит проект закона, отменяющий двухлетний мораторий для тех, кто инвестирует в капитал российской “дочки” более 50 млн евро. “Я не уверен, что этой суммы сегодня достаточно, чтобы построить нормальный розничный бизнес”, – рассуждает первый вице-президент Бинбанка Григорий Гусельников. А вот заместитель гендиректора Агентства страхования вкладов Андрей Мельников полагает, что 5–10 млн евро для “допуска в розницу” достаточно. Медведев согласен, что планка по капиталу для желающих “экстерном” войти в систему страхования может быть снижена, но не сильно. Тогда просто обозначить свое присутствие в России мировым гигантам не удастся: придется или ждать, или раскошеливаться.

Кому выгодно?

“Вредная” диверсификация

Подконтрольный АФК “Система” концерн “Ситроникс” меняет стратегию развития бизнеса по производству потребительской электроники. Он становится неэффективным: первое полугодие подразделение “Потребительская электроника” завершило с операционным убытком в $4 млн. Причиной представитель “Ситроникса” назвал слишком широкий модельный ряд. Купив в 1990-е гг. лежавшие в руинах зеленоградские заводы по сборке электроники, “Система” попросила у Baker & McKenzie совета, как быстро поставить эти предприятия на ноги. Те посоветовали создать зонтичный бренд и начать в его рамках выпускать широкий ассортимент потребительской электроники. Так “Система” и поступила: в 2002 г. был создан бренд Sitronics, под которым был начат выпуск разнообразной техники – от мелкой бытовой до ЖК-дисплеев. Производство по большей части размещалось в Юго-Восточной Азии. Теперь “Ситроникс” сворачивает выпуск малоприбыльных товаров (мелкой бытовой техники, ЭЛТ-телевизоров), а дизайн остального (MP3-плейеры, ЖК-дисплеи, аудио- и видеосистемы и т. п.) обещает доработать и продвигать как товар премиум-класса. Слышать о том, чтобы диверсификация товарного ряда являлась причиной убытков, до сих пор не приходилось. Но бренд Sitronics менее известен, чем Samsung или Panasonic. Неудивительно, что, сокращая ассортимент продукции под своим логотипом, “Ситроникс” планирует наращивать объемы производства электроники по заказам сторонних компаний – Proview, Fujitsu-Siemens, TCL, – которая продается под их торговыми марками.