Аудиторы защищаются


Руководители шести крупнейших аудиторских фирм – PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG, Grant Thornton и BDO Seidman – решили внести ясность в вопрос о том, чего компании могут ожидать от внешних аудиторов, когда речь идет о выявлении мошенничества в отчетности. Аудиторы уже давно предупреждают, что проверки должны выявлять ошибки, которые могут привести к фальсификации отчетности, но обнаружить все корпоративные просчеты они не в состоянии.

Вчера на конференции в Париже гендиректора шести фирм предложили, чтобы каждые 3–5 лет в компаниях проводились специальные проверки на предмет мошенничества – особенно если этого требует фондовая биржа или же инвесторы хотят ужесточить контроль. “Мы должны хорошо понимать, что именно инвестиционное сообщество хочет получать от аудиторов, – говорит гендиректор Deloitte Touche Tohmatsu Уильям Пэррет. – Хотите, чтобы аудиторы вылавливали все случаи мошенничества? Но затраты будут непомерно высоки. С учетом соотношения затрат и прибыли возможно, что компании не захотят, чтобы мы что-то меняли в своей работе”.

Но многие инвесторы уверены в обратном. В корпоративных скандалах, начавшихся с краха Enron в 2001 г. и вылившихся в принятие акта Сарбейнса – Оксли в 2002 г., они обвиняют именно аудиторов, не сумевших выловить ошибки в отчетности. Некоторые эксперты тоже считают, что аудиторы пытаются отвлечь внимание инвесторов, вместо того чтобы лучше работать. “Высока вероятность того, что, если мошенничество есть, они просто не могут его обнаружить”, – полагает Мэри Эллен Оливерио, которая раньше была профессором аудита в Pace University, а теперь пишет книгу о корпоративном аудите. Это “ненужные расходы”, добавляет она, поскольку нормальный аудит должен “вскрывать мошенничество – просто нужно свою обычную работу делать хорошо”.

Аудиторы утверждают, что нынешние формы финансовой отчетности безнадежно устарели и традиционные квартальные отчеты должны быть заменены онлайновыми, работающими в режиме реального времени. Именно квартальная отчетность и стремление любой ценой выполнить прогнозы аналитиков стали причиной корпоративных скандалов, напоминает председатель совета директоров KPMG International Майк Рейк.

“Система отчетности и аудита документов компании должна измениться, чтобы больше нефинансовой информации сделать публичной и ориентированной на пользователя”, – отмечено в заявлении аудиторов. Компаниям предлагается более подробно рассказывать, например, об оценке работы компании клиентами, недостатках продуктов или услуг, кадровой ситуации в компании и присужденных ей патентах. К использованию новых технологий, чтобы сделать финансовую отчетность компании более удобной для инвесторов, уже давно призывает и председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) Кристофер Кокс. “В ближайшие пять лет в этой области произойдет много изменений”, – резюмирует Рейк.

Впрочем, руководители аудиторских фирм не забыли и про защиту собственных интересов от клиентов. Они уже давно требуют ограничения ответственности аудиторских фирм по гражданским и уголовным искам клиентов, недовольных качеством проверок. “Аудиторы, допускающие нарушения, должны быть наказаны, но чтобы после этого они не оказались на грани банкротства”, – говорится в заявлении гендиректоров. (WSJ, FT, 8.11.2006, Татьяна Бочкарева)