“Лукойл” заработает на заправках


Схожую стратегию недавно объявила ТНК-ВР: с августа на автозаправках, работающих под брендом ТНК, начался ребрендинг. На АЗС меняются дизайн облицовки и устройство магазинов, добавляются мини-кафе и автомойки, увеличивается доля высокооктанового бензина. По словам представителя компании, это было пожелание клиентов. Собеседник “Ведомостей” уверяет, что плоды это уже принесло. По данным компании, ребрендинг и новые услуги увеличили продажи бензина на АЗС ТНК на 20%, а товаров в магазинах – на 50%. Собралась менять имидж и “Роснефть” (см. статью на стр. Б1).

Сейчас большую часть прибыли АЗС “Лукойла” зарабатывают на продаже нефтепродуктов. Остальные товары дают заправкам лишь 5,5% от розничных продаж (прогноз на 2006 г. – 2,5 млрд руб.). Но компания собирается исправить такое положение дел. Правление “Лукойла” утвердило программу развития розничных продаж нетопливных товаров и услуг до 2014 г., сообщила вчера компания. “Лукойл” обещает внедрять новые эффективные форматы АЗС, увеличивать ассортимент товаров в магазинах и кафе, развивать комплекс дополнительных услуг на заправках. Будет расти число АЗС, на которых есть магазины, рассказывает представитель “Лукойла”. По плану компании это приведет к тому, что к 2014 г. выручка от продажи нетопливных товаров и услуг вырастет в 4,8 раза и достигнет 9,4 млрд руб. (19% в операционной прибыли от продаж на АЗС).

Развитие нетопливной составляющей действительно важно, уверен Артемий Лебедев, дизайнер и владелец дизайн-студии. “Бензин на всех заправках примерно одинакового качества, но я могу поехать заправляться на ВР потому, что там в магазине есть вкусные булочки”, – объясняет он. АЗС теперь становятся не просто заправками, а розничными точками, добавляет Лебедев.

“Продажа нетопливных товаров и услуг на автозаправках – нормальная мировая практика, – рассказывает исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. – В Европе 40% выручки АЗС получают от продажи бензина, 60% – от моек, кафе и магазинов, а в Германии при заправках даже есть отличные рестораны”. Реализуются ли к 2014 г. планы “Лукойла”, будет зависеть от интенсивности развития всего автомобильного хозяйства в России, считает эксперт: “Пока что такие услуги у нас в отличие от Европы не очень востребованы: сказываются отсутствие привычки покупать что-то на дороге, низкая мобильность населения и недостаточный уровень автомобилизации населения”.