Татарстан переходит на контракт


Работа над проектом нового договора о разграничении полномочий с Татарстаном началась еще в октябре 2004 г. В октябре 2005 г. проект нового договора одобрил госсовет Татарстана, в начале марта 2006 г. он был направлен в администрацию президента для окончательной корректировки и внесения в Госдуму. Срок действия нового договора – 10 лет (предыдущий был бессрочным), и из него исчезли все упоминания о суверенитете республики. За Татарстаном осталось право совместного с федеральным центром решения вопросов, связанных с “экономическими, экологическими и иными особенностями республики”, и в частности с “длительным использованием нефтяных месторождений”. Органы власти РТ получили право оказывать государственную поддержку соотечественникам и выдавать проживающим на территории республики гражданам паспорта с вкладышем на татарском языке и с изображением герба республики. Для претендентов на пост президента республики введено дополнительное требование: он должен владеть двумя государственными языками республики, русским и татарским.

В полпредстве республики подчеркивают, что договор не дает Татарстану преференций и льгот: это, по сути, рамочное соглашение, наполнение которого будет идти в рамках федерального законодательства или договоренностей между федеральным и республиканским правительствами, говорит заместитель полномочного представителя РТ в Москве Михаил Столяров. Так, принципиальный для Татарстана вопрос о дифференцированной ставке НДПИ урегулирован поправками в Налоговый кодекс, которые вводят с 2007 г. льготные ставки для месторождений, выработанных более чем на 80%. По словам чиновника, вслед за Татарстаном могут появиться и другие регионы, претендующие на заключение договоров.

В конце 2005 г. обращение Владимиру Путину “Об обновлении договорных отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан” направили депутаты госсобрания Башкирии. Однако сразу два источника в башкирском правительстве и башкирском парламенте вчера заявили “Ведомостям”, что работа над подготовкой соответствующего законопроекта пока не ведется. “В пунктах, не противоречащих федеральному закону” действует прежний договор, говорит представитель парламента республики: в паспорте башкортостанца есть и вкладыш на башкирском языке, а конституция Башкортостана предусматривает, что президент республики обязан владеть двумя официальными языками.

Депутат от Татарстана и вице-спикер Госдумы Олег Морозов исключает возможность того, что примеру Татарстана массово последуют другие регионы: на договорные отношения могут претендовать только Татарстан и Чечня, не подписавшие в свое время федеративный договор, говорит он. “Кремль крайне неохотно идет на договорные отношения с регионами”, – соглашается Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. И даже договор с Татарстаном – это скорее символический акт. Главным для федерального центра является договор с Чечней, подчеркивает Бадовский. В силу ряда причин его не хотят делать первым, поэтому вперед пустили Татарстан. Заключение аналогичного договора с Чечней – дело нескольких ближайших месяцев, считает эксперт, он станет предметом торга при назначении Рамзана Кадырова президентом республики. Источник в полпредстве ЧР напоминает, что договор согласовывается с Москвой уже несколько лет, республика добивается статуса особой экономической зоны, существенных преференций в области недропользования и компенсаций за разрушения во время войны. Сенатор от Чечни Умар Джабраилов уверяет, что Грозный не будет настаивать на ускорении работы над договором и готов к компромиссам. Он говорит, что республика даже готова отказаться от договорной формы отношений – экономические льготы могут быть предоставлены нормативным государственным актом.