В ногах правда есть


Нет-нет, если нарезать из “Бесстрашного” минут 40 чистой боевой хореографии, то создателям фильма не грех и побахвалиться. Минимум компьютерных фокусов, максимум человеческой прыти. По верхушкам сосен никто не скачет, стрелы рукавом не смахивает, зато кулаками машут с умом; ну и всякая нога – у кого надо нога. А кульминационный турнир, которым “Бесстрашный” начинается и заканчивается, радует разрешением детских споров типа “кто кого побьет, каратист или боксер?”.

1910 год, Китай переживает период экономического и морального унижения, и только одна надежда осталась у страны – мастер боевых искусств Хо Юаньцзя (Джет Ли), против которого Иностранная торговая палата выставляет четверых лучших бойцов: британского боксера, французского фехтовальщика, бельгийского копьеносца и японского каратиста.

Решающий для престижа Китая турнир – конечно, эффектная виньетка для биографии Хо Юаньцзя, реальной исторической фигуры, национального героя, отравленного в 1910 г. при загадочных (как это обычно бывает с великими мастерами) обстоятельствах. Но как бы зрелищно ни были поставлены в “Бесстрашном” поединки, любопытнее всего тут не они, а чистота идеологической схемы, описывающей жизненный путь героя из идиота в патриоты – от глупого беспутства и хвастовства местечковыми победами до ответственности за страну.

В этом смысле фильм Ронни Ю оставляет далеко позади почти любую американскую продукцию и может сравниться разве что с гордостью новой казахской кинематографии – эпосом “Кочевник”, вдохновленным лично Нурсултаном Назарбаевым. Но если создатели “Кочевника” ориентировались на Голливуд, то Ронни Ю равнялся, похоже, на другой большой стиль – чем-то родным, незабываемо советским тянет от этой картины, несмотря на изумительную ловкость рук и ног, городской колорит Китая начала прошлого века и красоты восточной природы.

Трудный путь мастера Хо от самодовольного индивидуалиста до национального героя проходит через глубокую личную трагедию, отчаяние и даже попытку суицида, после которой его выхаживает в идиллической деревушке слепая красавица. На фоне дивных пейзажей, под плеск чистейшей речной воды и мерное покачивание верхушек деревьев происходит осознание, так сказать, и просветление, ключевую роль в котором играет участие в коллективном труде на рисовом поле и смиренный отказ от своего имени в пользу милой деревенской клички Бычок.

После всего этого благолепия как по маслу идут уже любые штампы патриотической пропаганды – омытые в деревенских сценах девичьими слезами, они становятся кристально, родниково чисты. Вот, скажем, накануне турнира будущие противники – японский и китайский мастера – разливают чай на веранде, делясь накопленной за годы тренировок мудростью. А в это время международные империалисты за карточным столом дымят сигарами и поблескивают стеклами очков, делая ставки против китайского героя и обдумывая коварные планы. Забавно наблюдать, что пропагандистские ходы, как и приемы ушу, совершенно не устаревают.