Климт держит цену


Торги произведениями импрессионистов и модернистов стабильно приносят аукционным домам самые большие прибыли. Именно картины Пикассо, Ван Гога, Сезанна и Ренуара составляют десятку самых дорогих произведений искусства, проданных на аукционах (исключение – одна продажа Рубенса). Этим летом в список антикварных рекордсменов попало новое имя. “Портрет Адели Блох-Бауэр” Густава Климта, называемый также “Золотой Аделью”, был куплен американским промышленником Рональдом Лаудером за $135 млн у Марии Альтман, отсудившей пять картин художника у австрийского государства.

Продажа картин Климта из полученных Альтман составляла одну из интриг последних торгов Christie’s. Выставленный на продажу еще один портрет жены венского промышленника Блох-Бауэра – не такое знаменитое произведение, как “Золотая Адель”, но тоже превосходная работа. Однако год назад трудно было даже предположить, что за “Портрет Адели Блох-Бауэр II” отдадут $87,9 млн, сенсационная покупка Лаудера взвинтила цены на Климта.

Другая интрига связана с “Портретом Анхеля Фернандеса де Сото” Пабло Пикассо, принадлежащим композитору Эндрю Ллойду Вебберу. Этот шедевр голубого периода художника был предварительно оценен в $40–60 млн, но мог быть продан и дороже. Организаторы торгов делали на него серьезную ставку, даже на несколько дней привозили в Москву и показывали в узком кругу потенциальных покупателей. Но неожиданно права на него предъявил германский гражданин, утверждающий, что нацисты вынудили его родственника-банкира продать картину в 1934 г. значительно ниже реальной стоимости. И хотя суд разрешил продажу портрета, картина была благоразумно снята с торгов.

Прецедент с Марией Альтман показал, что реституционные иски, предъявляемые наследниками владельцев произведений искусства, пострадавших от нацистского режима, все чаще удовлетворяются. На днях суд Вены постановил передать картину Эдварда Мунка “Летняя ночь на пляже” Марине Малер. Ее бабка, вдова композитора Малера, бежала со своим третьим мужем от нацистов, оставив свое имущество. Также поступили супруги Блох-Бауэр.

Но и без шедевра Пикассо торги Christie’s собрали рекордную сумму. Во многом благодаря исключительно высокому художественному качеству лотов, попавших на рынок в результате выигранных реституционных процессов. Были успешно проданы все произведения Климта: “Березовый лес” ($40,3 млн), “Дома в Унтерахе близ Аттерзее” ($31,4 млн) и “Яблоня I” ($33 млн). Самая большая сумма в истории продаж была получена и за произведение Поля Гогена – его “Мужчина с топором” ушел за $40,3 млн. Принадлежащая Рональду Лаудеру нью-йоркская Neue Galerie, где собрано немецкое и австрийское искусство, приобрела “Уличную сценку. Берлин” экспрессиониста Эрнста Людвига Кирхнера за рекордные для художника $38 млн.

Суммарная выручка Sotheby’s оказалась почти вдвое ниже, чем у Christie’s, но на торгах в среду также выставлялись шедевры. “Сын консьержки” Амедео Модильяни в результате длительного торга ушел за $31,09 млн. Превосходный “Натюрморт с фруктами и горшочком имбиря” Поля Сезанна был куплен за $36,9 млн. Так что импрессионисты и модернисты не только остаются рекордсменами аукционных продаж, но и не прекращают расти в цене.