ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ


Аlter ego демократии

На статью “Мозг и степень” (№ 207 от 2.11.2006, стр. А4)

Редакция сожалеет о том, что прибавку к жалованью за ученую степень получили все вузовские преподаватели, безотносительно к их научным достижениям. И это при том, что до последнего времени зарплата профессора в престижном университете составляла без надбавок менее 4000 руб. Интересно, сколько же следует платить профессорам и доцентам за их собственно преподавательскую работу: 20% от средней зарплаты по редакции или 10%? Именно позорно низкая оплата труда заставляет профессора бегать с одной работы на другую, урывками предаваясь серьезным исследованиям.

Подобное отношение к науке и тем, кто ей служит, хорошо или плохо, – это больше чем преступление, это ошибка. Это трагическое непонимание социальных функций фундаментальной науки, для которой высшая ценность – доказательность, а не эффективность, которая производит не только объективное знание о мире, но и людей, способных добывать это знание, которая остается в современном обществе последним бастионом рациональной критики. Ученые не могут, подобно журналистам, отзвонить – и с колокольни долой, они должны “держать удар”, отвечать за то, что говорят и пишут, и именно деградация института рациональной критики в силу жестокого политического давления либо презрения общества к науке позволила расцвести творчеству академиков Т. Д. Лысенко и А. Т. Фоменко с разными по тяжести последствиями. Нынешняя борьба иерархов РПЦ против преподавания научных представлений о происхождении человека в школах – лишь одно из проявлений этой тяжелой болезни.

Между тем наука как доказательное знание – alter ego демократии, она возникла в древнегреческих полисах, а не в восточных деспотиях и даже сейчас с трудом приживается в Японии, где традиции почтения к старшим совершенно не способствуют дискуссиям на семинарах. В советские времена наука была наиболее крупным поставщиком критиков тоталитарного режима, самый яркий из них – академик А. Д. Сахаров. Сейчас научное сообщество маргинализировано и деморализовано, а упор на прикладные исследования никоим образом не позволит переломить ситуацию.

Вячеслав Шупер, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, профессор РУДН