“Сухой” дороже “Иркута”

Е.Стецко

Уставный капитал ОАК при учреждении составит 96,72 млрд руб., а госдоля в первичной эмиссии превысит 90%, объявило вчера Минпромэнерго. А общая стоимость активов будущего авиастроительного гиганта оценена примерно в 120 млрд руб., или $4,5 млрд, уточнил “Ведомостям” знакомый с оценкой источник. За оценку ОАК еще летом взялась компания Deloitte. Первый отчет, подготовленный в сентябре, чиновники забраковали, и он до прошлой недели дорабатывался в Росимуществе, сообщили “Ведомостям” менеджеры нескольких компаний, которым предстоит войти в ОАК. Deloitte сначала оценила уставный капитал ОАК в 60 млрд руб., но “позже были приняты решения о дополнительном инвестировании государства в отрасль”, что повысило оценку до 96 млрд руб., объяснил вчера вице-премьер и будущий председатель совета директоров ОАК Сергей Иванов.

Авиастроители говорят, что основная борьба развернулась за то, кто будет центром консолидации – частный “Иркут” или госхолдинг “Сухой”, два основных актива ОАК. Например, “Тройка Диалог” сделала ставку на “Иркут” и летом рекомендовала всем клиентам покупать его акции, вспоминает аналитик инвесткомпании Михаил Ганелин. На таких рекомендациях “Иркут” подорожал с начала года на 64% до $1,19 млрд. Но чиновники предпочли “Сухой”. По словам знакомого с оценкой источника, госхолдинг в последней версии оценки стоит $2–2,2 млрд, а “Иркут” – вдвое меньше, примерно $940 млн. С такой оценкой совладельцы “Иркута” могут рассчитывать лишь на 10% ОАК в обмен почти на 40%-ный пакет. При этом самому “Сухому” принадлежит 11,9% акций “Иркута”, т. е. государственная ОАК получит полный контроль над “Иркутом”, резюмирует собеседник “Ведомостей”. То же самое вчера сообщило Минпромэнерго: правительственная комиссия “согласилась” с внесением в ОАК 38,2% акций частными акционерами “Иркута”. Отсюда можно посчитать, что “Иркут” оценен в 25,3 млрд руб.

Близкий к “Сухому” источник объяснил, почему госкомпанию оценили почти вдвое дороже частной. “У “Сухого” лучшее КБ в стране, лучшие заводы, и сам “Иркут” обязан госхолдингу своей капитализацией, ведь его основной продукт – самолет Су-37МКИ, разработанный КБ “Сухого”, – говорит он. Основной владелец “Иркута” и будущий президент ОАК Алексей Федоров от комментариев отказался, как и гендиректор “Сухого” Михаил Погосян и один из партнеров Deloitte.

“Тройка Диалог” оценила ОАК в $3,9–4,7 млрд, Deutsche UFG – в $3 млрд при учреждении и $3,5 млрд с присоединением оставшихся активов в 2007 г., говорит аналитик инвестбанка Елена Сахнова. Стоимость “Сухого” Deutsche UFG оценивал примерно в $800 млн, добавляет она. Сахнова утверждает, что ее банк ждал именно такого решения государства – потому что оно заинтересовано увеличивать стоимость своих активов, а не частных. “Спорить с этим бесполезно”, – соглашается близкий к “Иркуту” источник. Низкая оценка была явно разменной картой для того, чтобы Федоров и его команда заняли руководящие посты в ОАК, уверен эксперт Центр анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Ведь при вхождении в ОАК они все равно теряли контроль над “Иркутом”.