Деньги из грунта


Профессию военного инженера Сергей Амелин выбрал осознанно. В 1976 г. он окончил Пушкинское высшее училище радиоэлектроники Войск противовоздушной обороны, затем служил в Войсках противоракетной обороны в Чеховском районе Московской области, еще три года учился в Военной командной академии ПВО им. маршала Советского Союза Г. К. Жукова и восемь лет работал в одном из военных НИИ в Москве. И везде он был среди лучших. Училище Амелин окончил с отличием, в академии был ленинским стипендиатом, а в институте с должности младшего научного сотрудника быстро дорос до начальника научно-исследовательской лаборатории. Но в 1996 г. ему пришлось оставить профессию и отправиться на поиски заработка. “Государство прекратило финансировать разработки для оборонной промышленности, – объясняет Амелин. – Зарплаты военного инженера стало едва хватать на еду”.

Первые несколько лет заниматься пришлось всем подряд: торговал конверсионными машинами, строительными материалами, шоколадными батончиками, занимался взаимозачетами.

В 2001 г. инженерные навыки и знания Амелина вновь оказались востребованы. Ему предложили заняться перспективным проектом – запустить в серийное производство принципиально новую технологию изготовления строительных материалов (фундаментных и стеновых блоков).

Коммерческий потенциал этого направления казался почти неограниченным. Ведь в качестве исходного материала планировалось использовать обыкновенный грунт.

Бывшему сотруднику Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского технологического института строительной индустрии Николаю Королеву удалось придумать новый метод его уплотнения. В отличие от известных технологий – прессования, вибрирования или трамбования метод Королева позволяет уплотнять материал более деликатным способом. “Представьте, что частички имеют размер и форму кирпича и перед вами стоит задача загрузить в машину как можно больше материала, – поясняет Амелин. – В отличие от традиционных технологий, которые засыпают кирпич в кузов, а затем с большой силой давят или трясут, наша укладывает кирпичик к кирпичику”. Королев предложил использовать известное свойство маловлажных смесей, которые при определенных условиях могут приобретать свойства жидкости. В результате частички занимают оптимальное положение друг относительно друга, говорит Амелин. Главное преимущество такого способа уплотнения в получении равномерной плотности и прочности по всему объему. Кроме того, в сравнении с традиционными технологиями она менее энергоемка, так как требует в 50–100 раз меньше усилий для уплотнения по сравнению с прессованием, отмечает он.

Финансировать разработку взялась компания “Интеллект-капитал”. Она была создана в 1996 г. и первые несколько лет занималась всем подряд: брокерским, инвестиционным, строительным бизнесом, рассказал председатель совета директоров “Интеллект-капитала” Сергей Дудко. “Вначале было решение просто поддержать идею, помочь Королеву ее коммерциализировать, – говорит он. – В 1998 г. было профинансировано производство первого экспериментального образца, затем заключено лицензионное соглашение с автором идеи. А в 2001 г. мы пригласили Амелина”.

В том, что у машины, которую назвали “Русские качели” (РК-250), есть будущее, предприниматели не сомневались. Но кто-то должен был взять на себя доведение проекта до логического конца. Дудко уступил Амелину около 30% акций. Партнеры по проекту договорились: как только проект станет коммерчески успешным, к Амелину перейдет еще 20% акций компании. По лицензионному договору Королев получает 3% выручки. Пока “Русские качели” приносят немного: от 20 000 руб. до 25 000 руб. в квартал, говорит Королев.

Вложения в проект составили $1 млн. Деньги пошли на разработку экспериментальной установки, ее изготовление и проведение испытательных работ, оплату труда инженеров и технологов. “Мы рассчитывали ограничиться $50 000–100 000. Если бы мы знали, что придется вложить так много, вряд ли бы вообще взялись за это дело”, – признается Амелин. Но отступать было поздно.

Первые коммерческие образцы “Русских качелей” были изготовлены в 1998 г. Их покупателями стали небольшие строительные компании из разных городов и регионов России – Чебоксар, Обнинска, Дагестана, Москвы. Во многом интерес к “Русским качелям” обусловлен относительно невысокой ценой. РК-250 стоит $12 700, а схожая по производительности американская машина Terrablock обойдется почти в четыре раза дороже, говорит Амелин.

Но финансовые показатели компании пока не слишком радуют предпринимателя. По результатам 2005 г. выручка составила $170 000, а в этом году может достигнуть $1 млн. Уже заключенные контракты тянут на $320 000, еще один крупный контракт находится в финальной стадии проработки. Монгольская компания Ochir Trading покупает 18 машин РК-250. Сумма контракта – $500 000.

Конкуренты, использующие традиционную технологию объемного вибропрессования, идею “Русских качелей” оценивают скептически. “Все это кулибинские потуги”, – говорит Михаил Чеснавский, коммерческий директор завода “Красная Пресня”, производящего вибропрессы. Во-первых, ни в одной стране мира нет опыта эксплуатации строительного материала, изготовленного на такой технике, во-вторых, конкурировать с традиционным оборудованием, которое насчитывает несколько десятков лет, им будет непросто, отмечает он.

“Русские качели” нельзя считать промышленной установкой, так как ее производительность невелика (проектная мощность – 250 блоков в час), уточняют эксперты. “Эту машину стоит рассматривать как дачный вариант”, – говорит сотрудник портала “Ваш дом” Игорь Кузнецов. Но перспективы у такого бизнеса есть. По данным маркетинговой группы “Текарт”, рынок строительного оборудования растет на 50% в год, набирает обороты и рынок кирпича: если в 2003 г. он вырос на 3%, то в 2005 г. – уже на 11%. “Рынок строительного кирпича не особо привлекателен для новых игроков, с другой стороны, есть повышенный интерес к облицовочному – его даже из-за границы привозят, – рассуждает генеральный директор “Текарт” Илья Никулин. – Если на “Русских качелях” можно будет делать блоки, пригодные для облицовки, то бизнес начнет развиваться быстрее”.

Пока же Амелину остается гордиться тем, что его технологией интересуются иностранцы. На III Московском международном салоне инноваций и инвестиций (2003 г.) он познакомился с Сеном Танабэ, гендиректором японской компании Hiraizumi. Тот приобрел несколько машин на пробу, а затем предложил Амелину создать совместное предприятие. “Мы настаиваем на том, чтобы чертежи были российские, а сборка – полностью японской”, – говорит Танабэ. “Идея “Русских качелей” действительно уникальна, одна беда – промышленные изделия по конструкции слабоваты (оборудование изготавливают на заводе “Долина” в г. Кувандык Оренбургской области. – “Ведомости”), а у нас исполнение было бы лучше”, – отмечает он. Из шести машин, приобретенных японцами, четыре уже вышли из строя, говорит Танабэ. “Качество производства машин оставляет желать лучшего”, – соглашается с Танабэ Дудко. Поэтому в следующем году компания планирует запустить собственный сборочный цех в г. Дубне.