Просто инвестор


Старый аэропорт Геленджика закрыт уже несколько лет, новый решили строить в 2004 г. на Госсовете с участием президента Владимира Путина. “Раинко” долго готовилась к началу стройки, вложить в которую планирует почти $60 млн. На государственную часть аэропорта – взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки и проч. – министерства транспорта и финансов обещали около $200 млн.

Дружественные “Раинко” структуры тем временем скупали землю у старого аэровокзала – всего куплено около 130 га. (Участок под самим аэровокзалом находится в бессрочном пользовании аэропорта.) В конце лета компания выбрала генподрядчика – турецкую Enka. К декабрю должен быть заложен фундамент нового терминала, открыть который “Раинко” планирует следующей осенью.

Но Росимущество посчитало, что для проекта можно выбрать и другого инвестора. В конце сентября оно предложило Минтрансу выкупить у частников их участки земли, а затем провести конкурс инвесторов на строительство нового аэровокзала, рассказал “Ведомостям” знакомый с письмом Росимущества источник. Победитель конкурса и должен построить новый аэровокзал, получив его в концессию.

Наличие такого плана подтверждает и один из чиновников Росимущества: “Дерипаска может сколько угодно реконструировать свой аэровокзал, а для нового мы выберем инвестора на конкурсе”. Знает об этом и председатель совета директоров “Раинко” Андрей Загорский: компании рассказали о плане неделю назад на совещании в Росавиации. “Предложение Росимущества по меньшей мере странно, ведь мы уже один раз купили у государства этот аэропорт, согласовали со всеми ведомствами проект и полтора года уже выполняем его”, – недоумевает Загорский. На план чиновников “Раинко” смотрит отрицательно, заключает он.

Представители Минтранса и Росимущества от комментариев отказались.

Пока российские чиновники только поддерживали проекты Дерипаски. Самый грандиозный из них, в Приангарье, где за $5 млрд будет построен алюминиевый завод и достроена Богучанская ГЭС, летом победил в конкурсе на деньги инвестфонда и получит $738 млн.

Зато Росимущество уже не в первый раз пытается вернуть в госсобственность аэропортовый актив. Полтора года ведомство оспаривает в суде сделки восьмилетней давности, благодаря которым группа “Ист Лайн” получила старый терминал “Домодедово” и выстроила вокруг него крупнейший аэропорт страны.

Земельный спор в Геленджике тоже может перенестись в суд. По закону Росимущество вправе добиваться изъятия земель на государственные нужды, так как речь идет о строительстве транспортной инфраструктуры, отмечает партнер юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Виталий Можаровский. Но, даже добившись постановления правительства на этот счет, требовать продажи земли чиновники могут только через суд, причем минимум через год после регистрации постановления, и сама тяжба может растянуться на годы, заключает Можаровский.

В споре с Дерипаской более важную роль будет играть политика, а не юридические аргументы, считает источник, близкий к администрации Краснодарского края. Регион скорее поддержит Дерипаску, одного из крупнейших его инвесторов, уверен собеседник “Ведомостей”. Только в Сочи “Базэл” уже пообещал построить Олимпийскую деревню и дворец спорта за $800 млн, а “Раинко” собралась на госаукцион по продаже сочинского аэропорта с начальной ценой в $130 млн.