Дедушкина победа


Русский архитектор Яков Чернихов вошел в историю мирового искусства изумительно красивыми рисованными фантазиями на тему городов будущего. Без его многодельных и утонченных графических листов не обходится ни одна выставка, посвященная русскому авангарду, они идеально иллюстрируют красоту утопических идей, торжествовавших в первые два десятилетия советской власти.

Так что идея благотворительного Фонда имени Якова Чернихова учредить международную премию в области концептуальной архитектуры, поощрить пристально и заинтересованно смотрящих в будущее (в то время когда большинство молодых архитекторов стремятся не к осмыслению, а в коммерцию) в высшей степени разумна и полезна. Приз в 50 000 евро победителю и несколько премий (студентам и детям) на ту же сумму также придают мероприятию солидности. В конце концов, самая знаменитая и почетная премия в области архитектуры – Притцкеровская составляет всего $100 000. Состав жюри и имена членов международного архитектурного истеблишмента среди организаторов “Вызова времени” также внушали уверенность, что на итоговой выставке можно будет познакомиться со смелыми и новыми идеями молодых архитекторов. Не случилось.

Практически все пространство выставочного зала ГЦСИ занимают знакомые по книгам и выставкам работы Якова Чернихова, в которых он семь десятилетий назад вполне успешно прозревал небоскребное будущее. По углам зала сиротски притулились работы с детского конкурса. На стенах в плохом разрешении и с невозможной для изучения скоростью мелькают какие-то картинки и нечитаемые тексты.

Архитектор Андрей Чернихов, глава фонда имени своего великого деда, утверждает, что это и есть присланные на конкурс работы 55 номинантов из 20 стран.

Более наглядно представлен только проект победителей – двух работающих в Голландии итальянских 30-летних архитекторов. Пьер Витторио Аурели и Мартино Таттара образовали группу Dogma, которая, как и их киношная тезка, отказывается от внешних эффектов ради правды и жизни. Группа выступает за анонимную, лишенную стиля, “бесшумную” архитектуру и в духе социального утопизма призывает к урбанистической солидарности и готовности “поделиться жизненным пространством”. Давно знакомые и вечно живые левацкие лозунги.

Если в таком же духе выразили свое кредо и остальные участники “Вызова времени”, тогда понятно, почему их работы вытеснены на выставке графикой Якова Чернихова. Он умел красиво предъявлять в картинках самые фантастические социальные идеи, оттого их и сохранило время.

Но это только предположение. Что же все-таки за проекты были присланы на конкурс, на пресс-конференции утомительно долго рассказывали члены жюри и Андрей Чернихов. Они, очевидно, уверены, что в пересказе их конкурс кажется значительнее.