Главный по коррупции


Генеральная прокуратура готова взять на себя координацию и надзор за осуществлением государственной политики в области противодействия коррупции, заявил вчера в Госдуме генеральный прокурор Юрий Чайка. В его ведомстве уже создан отдел профилактики коррупции в органах власти, появляются они и в прокуратурах. В августе – сентябре прокуроры проверили 11 федеральных министерств, служб и агентств с таким результатом: возбуждено 600 уголовных дел, в суды направлено более 1100 исков, к дисциплинарной ответственности привлекли более 2500 служащих. А всего за год выявлено 12 500 коррупционеров.

По словам Чайки, “принципиально одобрено” участие прокуратуры в работе правительства: она возьмет на себя антикоррупционную экспертизу законопроектов. Источник в центральном аппарате Генпрокуратуры говорит, что новые полномочия этого ведомства будут уточнены в указе президента “О координирующей деятельности прокуратуры”.

“Недавно ратифицированная Россией конвенция ООН против коррупции предусматривает существование государственного органа или органов по предупреждению и противодействию коррупции, – напоминает руководитель проекта по административной реформе ЦСР Владимир Южаков. – Чайка делает заявку на эту роль, что логично – такие задачи входят в компетенцию прокуратуры”. Но право на борьбу с коррупцией нельзя “монополизировать”, предупреждает Южаков, иначе она выльется в кампанию по борьбе с экономическими или политическими конкурентами.

До сих пор единственным государственным органом, который занимался этой проблемой в масштабах всей страны, был совет при президенте по борьбе с коррупцией, созданный 24 ноября 2003 г. Тогда Владимир Путин сказал, что совет должен заняться “выявлением причин и условий распространения коррупции”, предложил премьер-министру Михаилу Касьянову возглавить этот совет и создать рабочие комиссии из авторитетных специалистов. Первое и единственное заседание совета прошло 12 января 2004 г., а вскоре Касьянов был отправлен в отставку. Но он по-прежнему считает себя руководителем совета по борьбе с коррупцией, говорит источник в окружении Касьянова, ведь никаких сообщений из Кремля о перестановках в руководстве совета не было.

В Госдуме есть комиссия по противодействию коррупции, которая появилась в нижней палате второго созыва и существует до сих пор. Комиссии второго и третьего созывов работали достаточно эффективно, вспоминает депутат Виктор Илюхин, проверялись материалы в отношении почти трех десятков должностных лиц – министров, близкого окружения президента Ельцина. “Материалы в отношении [министра путей сообщения Николая] Аксененко, [министра атомной энергии Евгения] Адамова, на базе которых Генпрокуратура возбудила уголовные дела, были собраны нашей комиссией”, – подчеркивает депутат. Однако в Думе этого созыва комиссия занимается в основном методологической работой, огорчается Илюхин. “Мы не следователи, не оперработники”, – парирует депутат Алексей Волков.

Разные полуобщественные органы по борьбе с коррупцией в правительстве или парламенте, которые создавались в 90-е гг. в России, изначально неэффективны, поскольку преследовали политические, а не правовые цели, считает экс-генпрокурор Юрий Скуратов. А вот прокуратура, уверен он, обладает всеми необходимыми полномочиями по борьбе с должностными преступлениями и имеет право координировать работу других структур.

Но нынешнему прокурору Чайке все-таки нужны дополнительные полномочия. Вчера он попросил депутатов поддержать поправки в АПК и ГПК, которые дают прокурору право обращаться в арбитражный суд в интересах не только государственных органов, но и неопределенного круга лиц. Законопроект уже был внесен в Госдуму и получил отрицательные отзывы в профильном комитете и правовом управлении Думы. Вмешательство прокуратуры в коммерческие споры нарушило бы базовый принцип равноправия сторон в гражданском процессе, уверен партнер коллегии адвокатов “Юков, Хренов и партнеры” Андрей Юков.