Россия– ВТО: Правила общежития


По своей важности достижение соглашения между США и Россией о вступлении нашей страны в ВТО является не менее знаковым, чем выплата задолженности Парижскому клубу кредиторов и фактическое исчезновение внешнего долга России странам Запада. Таким образом, именно в текущем году Россия подвела черту под своим прошлым должника и открыла новую страницу в своих отношениях с внешним миром. Отныне вместо кредитов Россия будет все энергичнее конкурировать за торговые потоки, что требует от России использования всего арсенала инструментов повышения конкурентоспособности экономики, одним из которых и является вступление в ВТО.

Для России вступление в ВТО занимает особое место в иерархии инструментов внешнеэкономической либерализации. Такой огромной трансконтинентальной стране, как Россия, не легко будет полноценно интегрироваться в какую-либо региональную группировку (будь то на Западе или на Востоке). Неразделимость Востока и Запада и глобальный характер России отмечали евразийцы, а британский историк Арнольд Тойнби считал, что Россия состоит из такого множества народов, разговаривающих на стольких языках и унаследовавших столько различных культур, что представляет собой модель мира в целом. Для такой огромной и разнородной страны, как Россия, исключительная ориентация на регионализм в торгово-экономической сфере неизбежно упирается в ограничения. В этих условиях относительно больший вес в продвижении отечественной продукции за рубеж приходится на фактор многосторонней либерализации торговли в рамках ВТО.

Фактор ВТО

ВТО как инструмент внешнеэкономической либерализации уже сыграл значительную роль в проведении реформ в нашей стране еще до вступления России в эту организацию. Принятие нового Таможенного кодекса, упорядочение противоречий в федеральном и региональном законодательстве, оптимизация импортных тарифов, постепенная отмена многочисленных экспортных ограничений, а также осознание российским бизнесом суровой необходимости конкурировать с иностранными компаниями – все это прямое следствие усилий правительства по присоединению России к ВТО, которые уже привели к заметному улучшению делового климата.

Все эти достижения вряд ли были бы возможны, если бы вступление России в ВТО не сулило действительно серьезных преимуществ. Одним из таких преимуществ должен стать доступ к институтам организации (главным образом это касается разрешения торговых споров), в результате чего Россия станет менее уязвимой перед протекционизмом со стороны других государств. Еще один плюс – возможность для России начать оказывать влияние на вектор либерализации торговли на многостороннем уровне. Это должно усилить позиции нашей страны при заключении региональных и двусторонних соглашений о свободной торговле.

В то же время существует ряд факторов, которые существенно ограничивают возможности исключительной ориентации внешней политики России на участие во Всемирной торговой организации. Прежде всего это слабость международных институтов, в том числе ООН и, как показали события в Канкуне в 2003 г., самой ВТО. В этих условиях ставка исключительно на роль международных институтов чревата ростом изоляции на международной арене. Другим ограничителем является уязвимость России перед правилами и нормами ВТО, особенно в области соблюдения прав на интеллектуальную собственность, а также субсидирования предприятий.

Проблема готовности

Несмотря на длительные дебаты о необходимости присоединения России к ВТО, единого мнения в российских деловых кругах до сих пор нет. Быть может, в рамках этих дискуссий следовало бы больше внимания уделить потерям России от изоляции и проблеме застоя в динамике торговли России со странами – членами ВТО. Достаточно посмотреть на то, насколько стабильной являлась доля российского экспорта, направляемого в страны – основатели ВТО. В течение восьми лет доля российского экспорта в страны, ставшие членами ВТО в 1995 г., сохранялась стабильной примерно на уровне 70%. Рост доли экспорта, который направлялся во все страны ВТО, объяснялся преимущественно ростом членства данной организации. Это, в свою очередь, наталкивает на мысль о возможности наличия ограничений/потерь, связанных с отсутствием у России полноправного членства в ВТО. Если это действительно так, то присоединение нашей страны к Всемирной торговой организации, безусловно, имело бы значительные дивиденды для экономики России.

Исследования данной проблематики свидетельствуют о том, что в результате вступления нашей страны в ВТО российский экспорт в долгосрочной перспективе может увеличиться на 50%. Помимо этого возможен также рост притока прямых иностранных инвестиций, которые будут ориентироваться на улучшение делового климата в стране после присоединения России к ВТО. Однако не все так просто. Все эти “золотые горы” в виде увеличения торгового оборота и притока инвестиций России достанутся только в том случае, если ее предприятия и деловая элита будут готовы к большей открытости во взаимоотношениях с остальным миром, в том числе к усилению конкуренции (как в России, так и за рубежом) и активизации сотрудничества с западными компаниями (в форме СП, альянсов и т. п.).

Вот почему центральным вопросом подготовки России к вступлению в ВТО, позволяющим с максимальной выгодой воспользоваться интеграцией в мировую экономику, является повышение стандартов корпоративного управления. Каким бы ни был прогресс на макроуровне, именно существенные изменения на микроуровне, т. е. на уровне отдельных предприятий, должны открыть шлюзы для усиления притока в страну прямых инвестиций. Иными словами, Россия сможет добиться гораздо больших выгод от вступления в ВТО, если до этого момента будет подготовлена почва для инвестиций за счет повышения прозрачности, профессионализма управленческих кадров и стандартов отчетности компаний перед своими акционерами. Последнее особенно важно, поскольку такие изменения резко повысят желание зарубежных компаний в разных формах сотрудничать со своими российскими партнерами.

Применительно к России чрезвычайно важным обстоятельством при либерализации экономики является необходимость защитить интересы потребителя – того самого российского потребителя, который пострадал неоднократно от денежных реформ, “ликвидаций денежного навеса”, мошеннических схем с финансовыми пирамидами, дефолта, “банковских мини-кризисов” и т. д. Интересы потребителя заключаются в том, чтобы иметь возможность выбора товаров, а также получать их по более низким ценам за счет конкуренции между производителями. Именно в этом и заключается самый главный эффект от присоединения России к ВТО.

Уинстон Черчилль, выступая в британском парламенте, заявлял, что “протекционизм – это искусство делать бизнес с убытками”. Слово “искусство” применительно к протекционизму выбрано британским политиком не случайно. Действительно, политикам порой требуется недюжинный талант, чтобы убедить общественность, что, несмотря на выгоды от торговой либерализации, национальные интересы требуют роста импортных тарифов для “защиты национальных производителей”. Аргументация протекционизма в таких случаях включает в себя ссылки на экономическую безопасность, необходимость развития новых отраслей или отраслевую диверсификацию внешнеторгового сектора. В конечном счете протекционизм – искусство для избранных “заинтересованных групп” и ни в коем случае не искусство “широких народных масс” и рядовых потребителей.

Альянсы внутри ВТО

Наконец, России уже сейчас пора задуматься о той роли, которую она могла бы сыграть в рамках ВТО. Думается, что после вступления в данную организацию России не следует ориентироваться исключительно на построение какого-либо одного альянса в рамках ВТО. Россия может вступить в целый ряд блоков и группировок в рамках ВТО, что должно способствовать увеличению веса нашей страны в данной международной организации. Вступление в Кэрнскую группу, которая объединяет ведущих экспортеров сельскохозяйственной продукции, таких как Канада и Австралия, может быть затруднительным, если это потребует со стороны России масштабной либерализации сельскохозяйственного сектора. Именно страны Кэрнской группы входили в число наиболее неуступчивых на переговорах о вступлении России в ВТО. В то же время Россия может быть заинтересована во вступлении в группировки, объединяющие страны с переходной экономикой, а также новые страны – члены ВТО. Возможны альянсы с развивающимися странами в рамках группы G20, однако это может войти в некоторое противоречие с растущей ориентацией России на сотрудничество со странами “восьмерки”. Россия может также сама стать инициатором создания ряда региональных альянсов в рамках ВТО, в том числе группы стран СНГ.

Построение такого рода альянсов внутри ВТО, несомненно, даст импульс развитию двусторонних и региональных альянсов России. Следует отметить, что переговорный процесс в рамках ВТО уже привел к заявлениям о возможности заключения двусторонних соглашений о либерализации торговли. Так, представители ЕС заявили в 2006 г. о том, что Европа готова приступить к переговорам о создании зоны свободной торговли с Россией после вступления нашей страны в ВТО. В целом следует ожидать существенной активизации создания двусторонних и региональных альянсов после вступления нашей страны в ВТО, что, в свою очередь, будет в немалой степени способствовать преодолению остатков изоляции России на мировых рынках.