Проект “Б”: Социальная теплосеть


Вокруг российской почты происходит много интересных событий. Например, депутаты недавно задумали лишить ее пенсионных денег, передав их доставку частным компаниям, – “Почта России” берет много, и рачительные депутаты решили поэкономить госсредства. Но и самим почтовикам не чужды идеи оптимизации производства. Недавно они решили ввести велосипедную доставку писем, причем в том числе и с помощью трехколесных моделей, чтобы работать могли и пожилые почтальоны. Эти и прочие инновации обсуждал вчера с коллегами по Белому дому министр связи Леонид Рейман, который хочет к 2012 г. провести модернизацию почтовой инфраструктуры.

Российская почта стала заметней не случайно: после многих лет стагнации и падения объемов отправляемой корреспонденции “Почта России” начала возрождаться. В 2005 г. рынок почтовых услуг вырос на 28%, и рост продолжается. Конечно, сегодня уже почти никто не пишет частных писем, но почта жива. Несмотря на развитие Интернета, она нужна всем, кто имеет дело с документами.

“Почта России” – не просто ФГУП, а прибыльный ФГУП. Кроме того, она почти что зеркало российской экономики. В 90-е, после коллапса СССР, объем обрабатываемых писем ежегодно снижался. В те же годы съеживалась и экономика. В 2000 г. объем писем стабилизировался и начался рост – рос все это время и ВВП, достигнув в этом году уровня 1990 г. Аналитики говорят, что время легкого роста закончилось – мы достигли предела, на котором немодернизированная экономика способна работать.

Но, говоря про модернизацию почтового ведомства, стоит задуматься о том, что еще почта может сделать для россиян, которые все больше тяготеют к социальности. На чаяниям населения власти отвечают нацпроектами, которые сводятся к закачке денег в неэффективные институты, к повышению зарплат, которые съедаются инфляцией. В целом же государство пытается заплатить за 7-ю статью Конституции (про социальное государство) деньгами, монетизировать человечность, благо денег в казне полно.

Пользы от этих мер, похоже, ноль. Это в экономике важны деньги, а валюта социальной политики – тепло. Его создание – отдельная наука, пока непосильная для чиновника, а между тем именно от недостатка тепла умирают на улицах бомжи, кончают жизнь самоубийством отчаявшиеся и голосуют за экстремистов недовольные.

Создать с нуля человеческую социальную сеть невозможно. Но вот почтовое ведомство в деле производства тепла может пригодиться: у “Почты России” 42 000 филиалов по всей стране, включая труднодоступные регионы. По сути, почта есть в каждом микрорайоне. Сегодня это практически единственное государственное заведение, которое способно привлечь социально незащищенных. Оно не дает милостыню, как поликлиника или собес, и не требует отчета, как другие госучреждения, а наоборот, предоставляет теплые сервисы: на почту приходят газеты и журналы, посылки и заказные письма, приходят пенсии и переводы. Там можно купить открытку, марку и восстановить связь с кем-то. Можно превратить почту во всероссийскую теплосеть, своеобразный клуб для социально замерзших, – остается только направить всех почтальонов на психологические тренинги, чтобы научить их не забирать, а давать тепло, и повысить им зарплату, чтобы тепло было и им самим. Конечно, почта – не богадельня, но кому, как не ФГУПу, показывать бизнесу, что такое социальная ответственность?