АНАТОМИЯ ЗДАНИЯ: Тепло сквозь стены


Тем не менее рынок энергосберегающих технологий в столице активно развивается. По оценкам приходящих на этот рынок зарубежных операторов (а в России уже работают АВВ, Siemens, Mitsubishi, Danfoss и др.), буквально в ближайшие годы его объемы могут вырасти в 5–10 раз. Столичные застройщики все активнее используют тепло- и энергосберегающие технологии и материалы при возведении домов.

Экономить по закону

“В России потребление энергии и тепла традиционно было завышенным – об использовании энергосберегающих технологий и материалов в жилом и нежилом фонде еще пару десятков лет назад не слишком-то задумывались, – признает Владимир Баранов, директор департамента заказчика RIGroup. – Теплозащита строящихся зданий была неэффективной. Тепло буквально утекало сквозь стены, но так как об установке счетчиков никто не думал, то на это не обращали внимания. Завышенному потреблению тепловой энергии способствовали низкий КПД автономных теплогенераторов, большие потери в сетях при централизованном теплоснабжении, отсутствие оперативного управления теплоносителями и т. д.”.

“Наибольшие потери тепла происходят через стены и окна. Поэтому, кстати, при проектировании современных зданий любого типа особое внимание уделяется теплопроводным характеристикам применяемых материалов”, – говорит Анна Шакина, специалист по строительным материалам девелоперской компании “Сити – XXI век”.

Современные требования к материалам и конструкциям, используемым при возведении жилых и общественных зданий, отражены в СНиПах – для московских застройщиков они являются основополагающим документом, регламентирующим теплосбережение (энергосбережение) для новых объектов. В 1994 г. правительством Москвы были утверждены городские строительные нормы “Энергосбережение в зданиях”, а в 1995 г. были приняты изменения в СНиП “Строительная теплотехника” и постановление правительства РФ “О неотложных мерах по энергоснабжению”. В 1996 г. в силу вступил ФЗ “Об энергосбережении”, через два года была принята федеральная целевая программа “Энергосбережение России”.

Свою лепту в развитие энергосберегающей политики вносил и Госстрой – постановлениями “Об экономии энергоресурсов при проектировании и строительстве” (№ 18-14 от 6.06.1997) и “О теплозащите строящихся зданий и сооружений” (№ 18-11 от 2.02.1998). По его заданию Российской академией архитектурно-строительных наук в помощь проектировщикам был разработан свод правил “Проектирование теплозащиты зданий”. В основу норм по теплозащите сооружений был положен потребительский подход к строительному проектированию. Аналогичным образом по заданию московского правительства в 1997–1998 гг. были разработаны нормы “Энергосбережение в зданиях” (МГСН 2.01-98).

“В последнее время требования федеральных и московских норм в части теплосбережения существенно ужесточились, – отмечает Сергей Сергеев, руководитель проекта “Эрмитаж Плаза” ГК Forum Properties. – Зачастую нормы, действующие на территории Москвы, оказываются суровее федеральных”. Как пример Сергеев приводит городской закон “Об энергосбережении” (№ 35 от 5.07.2006). Закон предписывает приводить в соответствие действующим нормам фасады старых зданий, если они каким-либо образом подвергаются реконструкции. Иными словами, если компания решит реконструировать старое здание, то помимо реставрации существующих конструкций ей, вполне вероятно, придется утеплять фасад, а также выполнять все работы, с этим связанные: менять конструкцию дверных и оконных откосов, модернизировать систему архитектурного освещения фасадов, систему внешних водостоков и т. д.

“Зачастую бывает, что реконструировать фасад оказывается намного дороже, чем платить за отопление здания на протяжении многих лет, – признает Сергеев. – Поэтому инвесторы часто пытаются обойти действие указанного закона, банально переименовывая реконструкцию фасада в текущий ремонт. Ведь в настоящее время в городе нет явно выраженного дефицита в отопительных мощностях”.

Действительно, в июле 2006 г. Московской думой был принят закон “Об энергосбережении в г. Москве” (№ 35 от 5.07.2006). По закону и граждане, и организации должны эффективно расходовать электроэнергию и способствовать развитию производства альтернативных видов энергетических ресурсов, более дешевых по сравнению с традиционными. Закон взывает и к совести физических и юридических лиц, призывая их ставить счетчики и честно по ним платить.

Городскую политику в области энергосбережения олицетворяет соответствующая целевая программа. По задумке властей она должна способствовать решению социально-

экономических, энергетических и экологических проблем столицы и финансироваться как из бюджета города, так и из привлеченных извне источников. Организациям, которые и сами электроэнергию берегут, и других учат это делать, разрабатывая соответствующие технологии, обещаны налоговые льготы.

Однако для столичных застройщиков гораздо важнее, чтобы город решил проблему обеспечения строящихся зданий необходимым количеством энергии. “Основная проблема Москвы – это инфраструктура: дороги, подключение к энергосетям, воде и канализации, – признавался в интервью бюллетеню “Автоматизация зданий” Сергей Полонский, президент корпорации Mirax Group. – Об эти рифы, как правило, разбиваются все грандиозные планы по многократному увеличению возводимых площадей. Себестоимость подключения 1 кв. м построенной площади к внешним сетям составляет около $500”.

Выступая на сентябрьском заседании правительства Москвы, посвященном подведению итогов работы стройкомплекса за первое полугодие 2006 г., Александр Левченко, начальник управления экономического развития в строительной отрасли, заявил, что в 2007 г. в столице будет построено 5,8 млн кв. м с общей мощностью 605 МВт. Для чего необходимо не только модернизировать существующую систему энергообеспечения, но и создать новые сети – построить в будущем году как минимум 200–250 км коммуникационных линий (ЛЭП, теплотрасс). В настоящее время Департамент топливно-энергетического хозяйства совместно с Департаментом градостроительной политики разрабатывают отраслевые схемы по энергообеспечению города. Между правительством Москвы и РАО ЕЭС достигнуто соглашение о совместной работе. “В течение двух ближайших лет в Москве должны быть ликвидированы дефицит и ненадежность энергетических систем”, – заявил в июльском эфире телеканала ТВЦ первый заместитель мэра в правительстве столицы Юрий Росляк. По словам чиновника, в городе строятся новые питающие центры, распределительные сети, а также идет замена старых сетей.

Пока что, говорит Сергеев, только в Центральном округе столицы строительство не одного здания затормозилось из-за банального отсутствия электричества. “Существенное повышение стоимости получения от города прав на использование электрических мощностей, т. е. технических условий на присоединение, не решило эту проблему. Инвесторам приходится внедрять электросберегающие системы, основанные на мониторинге энергопотребления в здании в режиме реального времени. Это позволяет, во-первых, сэкономить на оплате технических условий, во-вторых, распределять нагрузку на электрические сети оптимально по времени”, – рассказывает Сергеев.

По его словам, в сегменте коммерческой недвижимости, несмотря на очевидный дефицит офисных площадей, для абсолютного большинства арендаторов критичным является вопрос электроснабжения арендуемых помещений. “Если потенциальный арендатор не убедится в твердости гарантий арендодателя в части обеспечения арендуемых площадей необходимой электрической мощностью, то интереса к указанным площадям у арендатора не будет вне зависимости от их арендной стоимости – никому не нужны метры пусть даже в самом престижном районе, если там регулярно выключается электричество”, – резюмирует эксперт.

Заграничные технологии

На помощь российским строителям готовы прийти заграничные компании, специализирующиеся на производстве энергосберегающего оборудования, позволяющего существенно снизить энергопотребление. “Одним из эффективных способов для этого является использование приводной техники, а именно преобразователей частоты для регулирования производительности насосов, вентиляторов, компрессоров и проч., – говорит Константин Иванов, инженер компании Danfoss. – Это универсальная технология, которую можно применять как в жилых, так и в коммерческих зданиях”.

Иванов говорит, что в России рынок энергосберегающих технологий начал развиваться около 10 лет назад и за это время стал весьма конкурентным. К примеру, у Danfoss в настоящее время полсотни конкурентов, их число с 1993 г., когда компания начала работать в России, возросло на порядок. На рынок недвижимости Danfoss стала ориентироваться меньше чем год назад, хотя в Европе в этой сфере компания работает десятки лет.

“Для первой башни “Федерации” компания поставила 100 своих преобразователей частоты и сейчас участвует в тендере на вторую башню – для нее потребуется уже 200 преобразователей”, – рассказывает Иванов. Преобразователи – далеко не самые дешевые устройства. Примерная стоимость оснащения двух башен “Федерации” – 0,5 млн евро. Зато они дают 20–30%-ную экономию электроэнергии в зависимости от своего вида и нагрузки. Срок окупаемости, по подсчетам Danfoss, составляет от одного до трех лет. Чтобы убедить потенциальных клиентов приобретать такое дорогостоящее оборудование, Danfoss кивает на мировой опыт – там принято экономить электроэнергию.

“В Европе такие преобразователи популярны, ими оснащены системы жизнеобеспечения самых разных зданий – от жилых домов до гостиниц и супермаркетов. Но в Европе электроэнергия дороже, чем в России, – признает эксперт. – Хотя кроме энергосбережения преобразователи позволяют создать более комфортные условия в помещении благодаря очень точному регулированию температуры или влажности. Это дорогое, но самое комфортное решение для любого здания”.

“Рынок насыщен всеми видами материалов, – продолжает Шакина. – Еще лет восемь назад основными поставщиками являлись зарубежные заводы, но сейчас у нас достаточно большой выбор и заграничных, и российских производителей – как говорится, на любой вкус и кошелек”. По ее словам, конкуренция в этой сфере высока, борьба за потребителя идет на уровне усовершенствования существующих технологий.

“Например, в мире существует единственная уникальная технология изготовления минеритной плиты, – говорит Шакина. – Ее выпускает один производитель, у которого есть несколько заводов в разных странах. Плиту у него покупают и окрашивают пять заводов, рекламируя именно свой способ как наилучший для клиентов. Еще один пример – пластиковые окна. Пластик он и есть пластик, но из поливинилхлоридного профиля оконные системы можно собрать по-разному. Изготовители конкурируют между собой, привлекая потребителей особым сочетанием деталей. Технологических линий по производству пенобетона всего две или три, а производителей – колоссальное количество”.

И чужое, и свое

Столичные застройщики сейчас используют самые разнообразные способы теплозащиты зданий. “Наиболее прогрессивными с точки зрения энергосбережения (теплосбережения) в настоящий момент считаются минераловатные и полимерные утеплители, – говорит Шакина. – Комбинация стеновых материалов и утеплителей позволяет минимизировать потери тепла и снизить затраты на обогрев зданий. В этом случае само остывание здания происходит значительно медленнее”.

“Используемые в строительстве коммерческой недвижимости строительные материалы, которые можно назвать теплосберегающими, уникальными не являются: это элементы утепления фасада (минеральная вата, пенополистирол и т. п.) и конструкции остекления в виде вакуумных стеклопакетов, – говорит Сергеев. – Повышение энергосберегающей способности фасадов сводится к утолщению теплоизолирующего слоя строительных конструкций или повышению теплоизоляционных характеристик остекления, увеличению толщины стеклопакета, использованию в его структуре низкоэмиссионного стекла и т. п.”.

Шакина добавляет, что при строительстве объектов коммерческой недвижимости популярностью пользуются технология быстровозводимых зданий – на основе сэндвич-панелей и металлоконструкций – и технология вентилируемых фасадных систем. В жилых домах стены чаще всего состоят из трех слоев: каменных блоков, утеплителя различной плотности в зависимости от теплопроводных функций облицовки и облицовочного материала.

Например, концерн “Крост” оборудует свои дома изготовленными на собственной фабрике “Мажино” теплосберегающими конструкциями. В жилом комплексе “Юнион Парк” используются трехслойные ограждающие модули из высококачественного бетона и эффективных утеплителей. По словам инженеров “Кроста”, такие конструкции позволяют сберечь больше тепла, чем традиционная кирпичная кладка.

Фасады “Юнион Парка” облицованы при помощи так называемой матричной технологии: клинкер (т. е. кирпич) прикрепляется к плите уже в процессе ее изготовления, а не наклеивается или выкладывается в ячейки готовой поверхности, как это делают другие застройщики. В результате получается качественная и долговечная целостная плита, удерживающая тепло и одновременно украшающая фасад. Внутри домов “Юнион Парка” монтируется двухтрубная вертикальная система отопления. Эта технология позволяет иметь свободный доступ к стальным трубам и облегчает их эксплуатацию. В квартирах устанавливаются стальные радиаторы фирмы Korado с терморегуляторами, позволяющими жильцам самостоятельно выбирать оптимальный режим температуры в помещении.

ПИК в строящихся компанией домах серий “КОПЭ”, “КОПЭ-М”, “Парус” использует трехслойные наружные стеновые панели. В качестве утеплителя применяется пенополистирол марки 15 “А” с ламинированной фольгой производства “Тиги-Кнауфф Маркетинг” и “Мосстройпластмасс”. В домах серии “КОПЭ” применяется трехслойное остекление окон и балконных дверей стеклопакетами немецкой фирмы КВЕ, в них есть специальные клапаны, позволяющие проветривать квартиру без открывания окон. Типовое остекление балконов алюминиевым профилем увеличивает тепло- и шумоизоляцию и повышает комфортность домов. Дома 111-й серии – их производит “100 КЖИ” – отличают высокие теплотехнические свойства.

За счет комплексного внедрения энергосберегающих технологий производителю удалось на 46% снизить энергопотребление дома. Наружные стены зданий серии П-111М состоят из трехслойных панелей толщиной 350 мм, при производстве которых используется утеплитель полистирол толщиной 80 мм. Такая конструкция по тепловым характеристикам соответствует кирпичной кладке толщиной 9 м. Эта серия домов применяется компанией “ПИК” в основном для застройки дальнего и среднего Подмосковья.

“Правильно выбранные технологии энергосбережения после сдачи здания минимизируют расходы по эксплуатации здания и дают гораздо более масштабные результаты по сокращению общих издержек проекта”, – считает Дамир Кафтаранов, генеральный директор компании “Сити-Отель”.

При строительстве гостинично-офисных комплексов “Сити-Отель” использует систему комплексной автоматизации инженерных систем, которая подразумевает установку учета расходов всех энергоносителей. “Система горячего водоснабжения оснащается счетчиками расхода воды, а система электроосвещения – счетчиками и автоматическими приборами отключения сети, – перечисляет Кафтаранов. – Для экономии на обогреве здания используется система вентиляции с повторным использованием теплоты. В узловом элементе системы устанавливается теплообменник, функционирующий самостоятельно или в комплексе с кондиционерами либо тепловыми насосами”. “Сити-Отель” не пренебрегает и методами обычной тепловой защиты здания – утеплением стен, потолков, подвалов, балконных и входных двери. “Правильно подобранные материалы и технологии позволяют в будущем экономить на затратах по отоплению объекта, особенно в холодный период”, – убежден Кафтаранов.

Однако в целом застройщики говорят, что применение энергосберегающих систем – и трехслойной кладки, и вентилируемых фасадов – приводит к значительному удорожанию объектов. Правда, они обещают, что преимущества в полной мере ощутят и арендаторы офисов, и жильцы новых домов: соблюдение требований по энергосбережению не только приводит к повышению качества жизни в таких помещениях, но и напрямую связано с экологической безопасностью. “Если мы в течение столетий будем отапливать улицу, то в конечном итоге это отразится и на тепловом балансе нашей планеты”, – резюмирует Шакина.