Биржи поделили фондовый рынок


Лидерство ММВБ в первую очередь обеспечивают “голубые фишки”. Доля “Газпрома”, “Лукойла”, “Норильского никеля” и РАО ЕЭС в обороте ММВБ с 1-го по 10 ноября не опускалась ниже 82%. Что, впрочем, не помешало игрокам провести сделок со Сбербанком на ММВБ на $354 млн: это больше, чем объем торгов на всей РТС за то же время – $336 млн. Весьма бойко идет на ММВБ торговля “Сургутнефтегазом”, “Роснефтью”, “Транснефтью” и МТС. И вопреки устоявшемуся стереотипу о спекулятивном характере сделок на ММВБ – мол, львиную долю оборота на ней делают мелкие инвесторы, играющие на колебании котировок в течение дня, зачастую с использованием маржинальных кредитов, – для большинства брокеров ММВБ заняла роль основной площадки для акций первого эшелона.

“В России наш оборот по самым ликвидным бумагам делится так: 75% – на ММВБ, 20% – внебиржевые сделки и 5% – в РТС”, – признается сотрудник “Тройки Диалог”. “ММВБ для [голубых] фишек – первый и последний источник ликвидности. На РТС нужно идти, если хочешь купить компанию с капитализацией в $200–300 млн”, – категоричен аналитик по стратегии Альфа-банка Эрик Депой. Ликвидность на ММВБ выше, спрэды уже, говорит вице-призидент управления акций Citigroup Сергей Суверов, конечно, в основном все работают там.

Значительное отставание в ликвидности не отразилось на восприятии индекса РТС. “Мы понимаем, что наш индекс сейчас скорее дублер”, – признает заместитель гендиректора Фондовой биржи ММВБ Геннадий Марголит. На индекс ММВБ никто не смотрит, категоричен начальник аналитического отдела БКС Максим Шеин.

При этом низкая ликвидность РТС делает ее индекс уникальным. В него сейчас входит около 50 компаний, и ситуация, когда за день сделки в РТС совершались с акциями более чем половины компаний, весьма редка. Например, за семь торговых сессий с 1-го по 10 ноября – 1 ноября заключались сделки по бумагам лишь 27 компаний из индекса, 9 ноября – по 26, а 3-го и 8-го только по 20. Более того, за это время на бирже не было продано ни одной акции “Аэрофлота”, “АвтоВАЗа”, “Мосэнерго”, “Газпром нефти” и “Северо-Западного телекома”, входящих в расчет индекса. На ММВБ же каждый день заключались сделки со всеми этими бумагами на сотни тысяч долларов.

Нынешний год, похоже, поставил точку в негласном споре двух ведущих торговых площадок за звание главной фондовой биржи России. Если в декабре 2005 г. соотношение объема торгов акциями на ММВБ и в РТС было близко 2 к 1, то этим летом оно превысило 20 к 1.

Неликвидный лидер

Аналитики зачастую даже не упоминают индекс ММВБ в своих ежедневных обзорах – так поступают, например, “Тройка Диалог”, ИФД “Капитал” и Credit Suisse. Те же, кто обращает внимание на индекс ММВБ, неизменно ставят его на второе место. “Ведомостям” не удалось найти инвестбанк, который делает прогноз по индексу ММВБ на конец года, хотя все они прогнозируют значение индекса РТС. “На уровне 1500 по индексу ММВБ рынок может встретить локальное сопротивление” – эта фраза из октябрьского обзора аналитиков “Брокеркредитсервиса” (БКС) из тех исключений, что лишь подтверждают правило.

Подобных примеров среди популярных индексов других стран эксперты припомнить не смогли. “Ведомости” изучили ликвидность всех бумаг из более десяти фондовых индексов развивающихся стран, на которые обычно ссылаются инвесторы и аналитики, в первую неделю ноября – везде сделки проходят минимум по 90% компаний. Например, 10 ноября не было сделок с 23 акциями, включенными в корейский индекс Kospi. Но в этом индексе 685 компаний.

Сила привычки

Все дело в психологии, к индексу РТС все привыкли, как один утверждают опрошенные “Ведомостями” участники рынка. РТС была первой фондовой биржей в стране, а ММВБ по-настоящему заработала после кризиса, напоминает Депой. “По индексу РТС можно проследить развитие российской экономики с 1995 г. Увидеть рост перед мировым финансовым кризисом 1997 г., падение накануне дефолта 1998 г., а затем восстановление и прошлогодний взлет фондового рынка”, – добавляет гендиректор агентства Derivative Expert Илья Ефимчук.

Но дело не только в этом. Низкая ликвидность индекса РТС мало кого смущает – у него много других преимуществ. Одно из них – удобство для иностранных инвесторов. В глазах многих западных участников ММВБ остается биржей номер два, считает аналитик “Ренессанс Капитала” Ованес Оганисян. “Цены в РТС и сам индекс рассчитываются в долларах, для иностранцев это удобно: делить то на 26,5, то на 28 не очень просто, – объясняет Депой, перечисляя неудобства ММВБ, – у них нет англоязычной версии сайта, почему-то идут торги по двум абсолютно идентичным выпускам акций “Норильского никеля”.

Еще один плюс РТС: это срочный рынок, который биржа очень быстро развивает и фактически полностью монополизировала. “С запуском фьючерсов и опционов появилась возможность торговать индексом РТС, – говорит Ефимчук. – Теперь это не только индикатор, но и финансовый инструмент, причем очень ликвидный”. По ликвидности фьючерс на индекс РТС уже летом вышел на 4-е место среди всех инструментов фондового рынка и, по мнению Ефимчука, в ближайшие пару лет может занять и 1-е место. ММВБ неоднократно обещала запустить срочную секцию, но постоянно откладывала. Сейчас речь идет о середине будущего года.

Ну а с низкой ликвидностью РТС можно бороться. “Вес неликвидных компаний в их индексе не очень большой, а “голубые фишки” стоят везде одинаково, поэтому серьезных проблем с репрезентативностью нет”, – считает Оганисян. В индексе РТС могут учитывать не только цены сделок, но и котировки на классическом рынке: если пара лучших котировок на покупку и продажу сдвинулась вверх по сравнению с предыдущей ценой, то берется цена лучшей заявки на покупку, а если обе котировки оказались ниже, то учитывается лучшая котировка на продажу. “Получается адекватная оценка, особенно в отношении акций второго эшелона, – уверен Ефимчук. – На классическом рынке постоянно есть котировки по таким бумагам, просто сделки зачастую заключаются не на бирже, а согласуются в переговорном режиме и проводятся через внебиржевой рынок”.

Торговля индексом

“В России у нас, несомненно, очень сильный бренд, но в мировом масштабе есть сильные конкуренты, например индексы MSCI (рассчитывает Morgan Stanley Capital International), – говорит вице-президент РТС Роман Горюнов. – Поэтому с начала года биржа заключила контракт со Standard & Poor’s, которое будет продвигать наш индекс”. Однако продвижением индекса РТС S&P не ограничится. Теперь индексной службе S&P принадлежат все права на его коммерческое использование: распространение, предоставление и выдачу разрешения на использование в России и за границей.

“До сих пор РТС распространяла всю информацию о индексе в открытом режиме, но сейчас мы движемся в сторону того, чтобы перейти на их частичное распространение по подписке”, – говорит директор по развитию бизнеса индексной службы S&P Юрий Морозов. По его словам, исторические ряды и веса компаний в индексе представляют большую ценность, особенно с учетом бурного развития индустрии коллективного управления. Например, состав индекса S&P 500 известен, известны его текущее значение и история, но весовые факторы и исторические ряды – это предмет купли-продажи, рассказывает Морозов. Поэтому управляющему, который захочет создать фонд, ориентирующийся на индекс РТС, нужно будет приобретать как лицензию за использование бренда, так и данные, необходимые для ежедневного поддержания фонда, объясняет он.

S&P планирует не только продавать информацию об индексе. “Мы ведем переговоры о запуске фондов ETF на индексы биржи РТС на американском, европейском и других рынках”, – рассказывает Морозов. ETF – это фонд, который в точности повторяет динамику соответствующего индекса. “Его паи торгуются на бирже, и основное отличие такого фонда от обычных взаимных или паевых фондов – высокая ликвидность паев и маленькие спрэды, – поясняет Морозов. – Чтобы запустить такой фонд, нужно выбрать сильного опытного оператора, который сможет собрать под него большие активы”. По данным Morgan Stanley, на середину 2006 г. в мире под управлением 56 компаний действовали 537 ETF с активами в $472 млрд, имевших 734 листинга на 34 биржах.

По словам Морозова, ETF от РТС и S&P может появиться на американской бирже в середине следующего года. Но скорее всего это будет фонд не на индекс РТС. “С этим индексом не очень неудобно работать, нам это говорят многие западные партнеры, – рассказывает Морозов. – Если по половине бумаг не хватает ликвидности, работать с ETF на такой индекс сложно”. Хотя в России уже есть индексные ПИФы на основе индекса РТС, паи которых торгуются на бирже, по ликвидности они далеки от ETF, говорит Морозов. В итоге S&P совместно с РТС разработало новый индекс RTS Select, который будет состоять из акций 15 компаний. “Активно продвигать его мы начнем в декабре, – говорит Морозов. – И ETF будут запускать, скорее всего, именно на RTS Select”. Главный же индекс биржи меняться пока не будет.

Надежда ММВБ

Некоторые эксперты видят в индустрии доверительного управления единственную надежду для индекса ММВБ. Наличие крупных индексных фондов, которым нужна ликвидность, – принципиальный момент для популярности индекса, считает Депой. По его мнению, ММВБ имеет смысл найти сильного партнера, который смог бы запустить один сильный ETF.

Но ММВБ пока не собирается передавать кому-то права на коммерческое использование своего индекса и запускать ETF на свой индекс, говорит Марголит. Он надеется на индексные ПИФы, которые в основном ориентируются на ММВБ. Ликвидность по паям сейчас не очень высокая, но индустрия растет и объем торгов вырос за год в десять раз, отмечает Марголит.

Из 13 индексных фондов десять ориентируются на ММВБ, причем они гораздо крупнее, чем те, что привязаны к РТС. По данным Investfunds.ru на начало октября, самым крупным фондом, ориентированным на РТС, был “КИТ – индекс РТС” с активами в 260 млн руб. У “КИТ Финанс” есть и другой фонд – “КИТ – индекс ММВБ” с активами вдвое больше – 544 млн руб. А самый крупный индексный ПИФ – “Биржевая площадь – индекс ММВБ” УК Банка Москвы (1,48 млрд руб.). Заместитель ее гендиректора Кирилл Тремасов говорит, что два с половиной года назад индексный фонд РТС создать было трудно, а сейчас компания решила этого не делать: “Динамика аналогичная, а управлять на порядок сложнее”. Это из-за низких весов многих компаний, объясняет гендиректор УК “КИТ Финанс” Владимир Кириллов: “Вне биржи совершать сделки нам нельзя, поэтому покупаем бумаги у банка “КИТ Финанс” или на ММВБ”. А заместитель гендиректора “Олма-финанс” Александр Киселев сетует, что его фонд не всегда может четко следовать структуре индекса РТС: “Иногда надо купить десять бумаг, а котируются [лоты] по 10 000. В этом случае не покупаем”. “Мы создали два индексных фонда из-за того, что у них разный состав, – рассказывает Кириллов. – В индексе РТС есть второй эшелон, и мы рассчитывали, что он будет расти быстрее. Но сейчас динамика “голубых фишек” лучше, а пайщики люди эмоциональные и несут деньги туда, где в последнее время был рост”.

Растущее число фондов, ориентирующихся на ММВБ, и объем привлеченных ими средств увеличивают значимость индекса, считает Тремасов, но в ближайшее время он не представляет себе, что индекс ММВБ станет популярнее индекса РТС. Ориентация управляющих компаний на индекс ММВБ играет на руку бирже, но в обозримом будущем ничего индексу не даст, уверен Шеин.

ММВБ и не ждет быстрых результатов. “Будем развивать торговлю паями и ждать, пока наш индекс станет главным”, – обещает Марголит. Он полагает, что в 2007 г. этого не произойдет, но года через три рокировка вполне реальна.