Доходное место


В прошлом году “Норникель” дважды выкупал бумаги у своих акционеров. В результате этих сделок на общую сумму $1,5 млрд он приобрел 10,8% акций. Доход Потанина и Прохорова составил примерно $1 млрд. Доля их в итоге не снизилась, поскольку этой весной “Норникель” погасил все казначейские акции. А в этом году оба бизнесмена буквально озолотятся за счет своих компаний. На тот же $1 млрд к 4 декабря выкупит 9% своих акций “Полюс Золото”. Как и “Норникель”, золоторудная компания собирала заявки на выкуп акций с начала октября, и Потанин с Прохоровым уже получили от “Полюс Золота” по $210 млн каждый. Сам “Норникель” к выплаченным в этом году дивидендам за 2005 г. ($700 млн) добавит $400 млн промежуточных дивидендов за девять месяцев 2006 г. Утвердить их акционеры должны в пятницу.

В пятницу “Норникель” отчитался о том, сколько акций его совладельцы предъявили к выкупу по объявленной в октябре оферте. Желающих оказалось много: компания собрала заявки на продажу почти 50,9% своих акций. И это при том, что цена оферты и в октябре была ненамного выше рыночной – $131,5 за акцию против $127,7 в РТС. А в пятницу она на 6% превысила объявленную цену выкупа. “Норникель” собирается выкупить у акционеров 3,9% акций на $986 млн.

В “Норникеле” в пятницу не уточнили, какую долю из предъявленных к выкупу акций составляют бумаги Прохорова и Потанина. Представитель “Интерроса” от комментариев отказался. Но даже если все миноритарии “Норникеля” предъявили акции к выкупу, Потанин и Прохоров выставили на продажу как минимум 5,7% акций. В таком случае компания выкупит у них 0,44% за $140 млн.

Но эксперты уверены, что большая часть заявок на выкуп поступила именно от двух магнатов. Другие акционеры вряд ли заинтересовались офертой, уверен аналитик “Атона” Владимир Катунин. Зато Потанин с Прохоровым ничем не рисковали, предъявляя к выкупу почти весь свой пакет, ведь максимальная планка “Норникеля” – всего 3,9%, так что контроль над компанией они не теряют, соглашается аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. Акции на бирже Потанин и Прохоров размещать не могли, это обрушило бы котировки “Норникеля”, а так они, наоборот, простимулируют рост его капитализации, добавляет аналитик.

Щедрость “Норникеля” совсем немного не дотягивает до мирового уровня. К примеру, бразильская Vale do Rio Doce, контролирующая второго после “Норникеля” производителя никеля – канадскую Inco, утвердила в этом году шестимесячную программу buy-back. К январю она намерена выкупить 1,9% своих акций примерно за $2 млрд. А ее промежуточные дивиденды за девять месяцев составили $1,3 млрд. Но и капитализация Vale do Rio Doce почти втрое выше, чем у “Норникеля”, – $61 млрд.