ДОХОДНОЕ МЕСТО: Игра меняет адреса


Местные ограничения приводят к масштабному территориальному перераспределению бизнеса. В Петербурге этот процесс в самом разгаре. А на подходе – федеральный закон, вводящий новые жесткие требования.

Рядом с редакцией еженедельника “Недвижимость и строительство Петербурга”, на углу Обводного канала и Измайловского проспекта, в подвальчике исторически размещался тир. Нельзя сказать, чтобы это было суперпосещаемое заведение. Потом тир закрылся, после недолгого ремонта над подвалом засверкала реклама игровых автоматов.

В 2003–2004 гг. (после перевода лицензирования на федеральный уровень) этот процесс был очень заметен: по всему городу в проходных местах закрывались магазинчики и небольшие кафе, уступая место игровым залам.

Недолго музыка играла.

Автоматы куда-то переехали; теперь рядом с редакцией – секс-шоп. Посетителей не больше, чем в тире.

Хроника урезания

В 2004 г. городские власти начали наводить порядок в игровом бизнесе. Проверке подверглись около 2500 “объектов налогообложения”. Примерно 40% игорных заведений работали “с нарушением целевого использования земли и объектов городской собственности”, 32% – без лицензии, 6% – без регистрации в налоговой службе и более половины – с нарушениями требований СЭС и пожарных.

В сентябре 2005 г. распоряжением КУГИ № 284-р запрещено размещать предприятия игорного бизнеса на объектах недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга.

В начале 2006 г. после масштабных проверок и рейдов власти упразднили 227 залов и 1660 отдельно стоящих игровых автоматов – “столбиков” и “ромашек” (188 залов располагались на территории, принадлежащей городу, 39 – на объектах частной собственности). В результате первого “сокращения” в Петербурге осталось около 700 игровых залов и примерно 25 казино.

В декабре 2005 г. губернатор Валентина Матвиенко подписала городской закон “О размещении объектов игорного бизнеса на территории Санкт-Петербурга…”. Этим документом вводились существенные ограничения и жесткие требования. Теперь казино и игровые залы могли располагаться не где попало, а только в соответствии с адресным перечнем. Заведомо ждал отказ тех предпринимателей, заведения которых располагались на территориях рынков и зон мелкорозничной торговли, остановках, станциях метро и в подземных переходах, медицинских, культурных и образовательных учреждениях. Запрет действовал в радиусе 50 м.

Обратите внимание: жилые многоквартирные дома в запретительный список не попали. И сохранилась одна из популярных форм размещения игорных залов – выкуп квартир в первых этажах с последующим переводом в нежилой фонд.

Закон устанавливал и новые требования к самим заведениям. Игровой зал – не менее 80 кв. м и не менее 20 автоматов, казино – от 500 кв. м, не менее семи столов и не менее 45 автоматов.

Бизнес получил переходный период: закон вступил в силу 1 июля 2006 г. Адресный перечень был сформирован к 1 сентября. Власть остерегалась рубить с плеча, что и понятно. По данным Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (КЭРППиТ), только прямые налоговые поступления от игорного бизнеса составят в этом году 2,6 млрд руб. – 1,5% доходной части городского бюджета. А с учетом косвенных доходов – и все 10 млрд руб. Это, конечно, не нефтяная скважина, но такими источниками не разбрасываются. А вмененный налог с игровиков считать и собирать несложно: 7500 руб. в месяц – с автомата, 125 000 руб. – с каждого стола в казино, столько же – с букмекерской конторы.

Для бизнеса административные меры тоже не были однозначным злом: отсекалась не платящая налоги “мелочь” (во многом и формирующая негативный имидж этого вида деятельности); кроме того, закрытый характер перечня затруднял вторжение со стороны (по данным участников рынка, около 20% заведений контролирует московский капитал).

Президент Ассоциации игорного бизнеса, генеральный директор группы “Конти” Дмитрий Невельский признал необходимость государственного регулирования: “Бизнес понес серьезные потери, но эти потери справедливы… Надеемся, что мы совместно избрали единственно правильный путь”.

Хотя и прямой ущерб получился немалый.

Специально созданная межведомственная комиссия рассмотрела более 600 заявок. В результате в адресный перечень включено 432 места размещения объектов игорного бизнеса, в том числе 410 залов игровых автоматов, 21 казино и одна букмекерская контора.

По 203 адресам бизнесмены получили отказ. Пострадали преимущественно те компании, которые размещали заведения на остановках и в торговых зонах.

Владельцы сети “Вулкан” были вынуждены закрыть около 40% игровых залов, компания “Профит” (игровые залы “Максбет”) – 27%. Финансовые потери участники рынка не комментируют.

По верхней ставке

Введение ограничений и требований вынуждает владельцев игорного бизнеса отказываться от части помещений и искать новые территории. Игра практически ушла из зданий и помещений, принадлежащих городу. Освободившиеся встроенные помещения, как правило, перепрофилируются под небольшие магазины и кафе.

В новых условиях хозяева игровых залов предпочитают договариваться с собственниками.

По словам Игоря Горского, директора по развитию АН “Бекар”, при размещении игорных заведений владельцы недвижимости, как правило, выставляют высокие арендные ставки: $100 за 1 кв. м в месяц и больше, при том что торговля за это же помещение не будет платить больше $50–80. Это связано с неизбежными рисками: “Собственнику не нужны головная боль, протесты населения и повышенное внимание чиновников. Игровой бизнес создает проблемы. А любая проблема – это деньги”, – говорит Горский. С другой стороны, владельцы недвижимости ориентируются на распространенные представления о сверхдоходах игровиков. Заслуживающих доверия данных о реальных денежных потоках в этой сфере нет.

Один из участников рынка рассказал, что игровые автоматы программируются на выплаты не менее 92% – иначе невыгодно: “Программировать можно “ступеньками”: 98% – 96% – 92% – 86%... До 70% – это минимум, установленный на федеральном уровне. Но если процент выигрыша невелик, игроки перестают ходить”. Знающие люди рассказывают, что в одной из сетей автомат приносит около 1,5 млн руб. убытков ежемесячно. Владельцы его не снимают: реклама через сарафанное радио окупает и эти расходы.

Директор департамента аналитики группы компаний “Аверс” Дмитрий Свительман подтверждает: “Игорный бизнес определяет верхнюю планку арендных ставок на нежилые помещения – в тех местах, где размещение разрешено. Игровики берут помещения дороже, чем торговля”.

Аналогичная картина наблюдалась в Москве: в середине прошлого года администрации пришлось остановить торги по подвальным помещениям на ул. Бахрушина и на Мосфильмовской: участники взвинтили ставки до $3500 за 1 кв. м в год и $4500 соответственно. Нереальные цены предлагали как раз компании, связанные с игорным бизнесом…

Ограничения неизбежно приводят к некоторому перекосу на рынке нежилого фонда: средние ставки на встроенные помещения в “разрешенных” зонах будут выше, чем в тех, где действуют запреты.

Петербургская администрация собиралась использовать освобожденные от игровых автоматов залы в губернаторском проекте создания магазинов шаговой доступности. Предполагается, что 200–300 помещений площадью 50–150 кв. м будут отобраны под этот проект и через конкурс сданы в аренду сроком на девять лет. Участники рынка полагают, что эта идея может быть реализована лишь при предоставлении “магазинам у дома” существенных льгот, иначе с учетом недавно введенного запрета на ночную продажу алкоголя арендных ставок торговле не отбить.

Федеральная перспектива

Законность самого адресного перечня совсем не безусловна. Одна из небольших компаний, потерявшая три игровых зала из девяти, оспорила городской закон о размещении объектов игорного бизнеса в суде. О городском имуществе речи нет. По сути, спор идет о том, имеет ли право местная администрация ограничивать права собственника недвижимости.

В сентябре Октябрьский районный суд вынес решение о незаконности ряда положений закона об адресном перечне и о прилегающих территориях и отменил их. От имени губернатора Санкт-Петербурга подана кассационная жалоба в Верховный суд.

Аналогичный сюжет развивается в Ленобласти. Областные депутаты рассматривают поправки в местный закон “О размещении объектов игорного бизнеса…”. Это связано с решением Верховного суда РФ: несколько областных предпринимателей обратились в суд с просьбой пересмотреть требования закона. По информации из областного парламента, Верховный суд признал недействительными ряд норм,

в частности касающихся размера игорных залов, количества игровых автоматов в них и перечня объектов.

Однако участники рынка не рассчитывают на то, что судебные решения радикально развернут ситуацию в их пользу. Наоборот, они уверены, что ограничения будут ужесточаться. Пессимистические ожидания связаны с президентским законопроектом, о котором Владимир Путин говорил в прямом эфире.

Законопроект предполагает совсем другой уровень требований. Под “территории азарта” инициаторы законопроекта предполагают отвести четыре особые “игорные зоны” плюс “игорные зоны поселений”. Решение об организации “игорных зон поселений” принимает правительство РФ по согласованию с субъектом Федерации. Требование к участникам: чистые активы в размере не менее 600 млн руб. на протяжении всего периода деятельности. Требования к заведениям: не менее 800 кв. м и 10 столов – для казино, 100 кв. м и 50 автоматов – для игровых залов. В проекте закона сказано, что он вступает в силу с 1 января 2007 г. (учитывая, с какой скоростью президентские законопроекты проскакивают через Думу, это вполне реально). До конца 2008 г. могут действовать только те заведения, которые соответствуют заявленным в законе требованиям.

Для значительной части игорного бизнеса это означает или запрет, или необходимость масштабной реструктуризации.

Местным властям придется искать альтернативные источники доходов.

На сайте КЭРППиТ – меланхоличная реплика: “В связи с недавним предложением президента России Владимира Путина и заявлением председателя Госдумы Бориса Грызлова о намерении фракции “Единая Россия” <…> убрать игорные заведения в специальные зоны, подальше от крупных городов, пресс-служба КЭРППиТ обращает внимание на то, что никаких законодательных или нормативных актов на этот счет пока нет. Не рассматривался этот вопрос и в Госдуме. В этой связи обсуждение данного вопроса на уровне комитета преждевременно…”.

Перспективы перемещения бизнеса в резервации весьма сомнительны. И потому, что организация таких зон потребует колоссальных затрат, и в силу национальных особенностей. Аналогии с Америкой весьма условны: другие дороги, другие автомобили, мобильность населения на порядок ниже… Так что для большей части бизнеса это больше похоже на запрет, и тогда речь пойдет о перемене не адресов, а явок.

Виктор Сидоров, генеральный директор компании “Глория Гейм”, отмечает, что тотальный запрет не решает проблемы. Прежде всего потому, что этот бизнес опирается на реальный спрос, на фундаментальные потребности человеческой натуры.

Большинство игровиков уверены в том, что резкое ограничение цивилизованного бизнеса уведет существенную часть рынка в теневой сектор: государство лишится не только налогов, но и возможности регулировать избыточный азарт сограждан.

Тем временем петербургские предприниматели ведут переговоры о консолидации усилий – возможно, несколько крупных и средних компаний зарегистрируют общую фирму, которая будет соответствовать новым требованиям.

Есть и конспирологические теории. На условиях анонимности некоторые бизнесмены сообщили, что идея четырех игровых зон и запрет на игру в крупных городах выгодна прежде всего крупному западному капиталу, который может себе позволить масштабные инвестиции в “российский Лас-Вегас” (дороги, инфраструктура, раскрутка…).

Исполнительный директор Ассоциации игорного бизнеса Алексей Случаев старается быть предельно корректным: “Администрация и городской парламент приняли местный закон – мы выполняем его требования. Если будут приняты новые ограничения на федеральном уровне, будем соблюдать и федеральные нормы”.