Операция “И”


Основной упор обе биржи делают на технологичные компании – от сельского хозяйства до hi-tech, которых появляется все больше, отмечает Филиппов, они способны предложить инвесторам хорошие перспективы роста их вложений. Это сделает привлечение капитала через IPO доступным не только для “голубых фишек” и повысит активность российских инвесторов, добавляет гендиректор “БКС Консалтинг” Игорь Ладыгин. “Мы планируем в будущем размещать на этих площадках своих эмитентов из числа малых компаний высокотехнологичного сектора”, – говорит он. Пока запланировано одно размещение, которое БКС собирается осуществить во второй половине 2007 г. на ИРК ММВБ. “Среди наших клиентов есть компании с капитализацией $50–150 млн, но они пока не решили, где размещаться”, – говорит Филиппов. По его словам, возможно, “Финам” будет размещать на бирже и принадлежащие ему IT-компании (среди них сайт знакомств Mumba.ru).

Все готово

Первой специальную площадку для инновационных и растущих компаний 11 лет назад создала Лондонская фондовая биржа (LSE). Сейчас эта секция альтернативных инвестиций (AIM) – крупнейшая в мире: в ее листинге 1587 компаний, в прошлом году на ней было проведено 335 IPO, а объем торгов составил $75,1 млрд. В 1999 г. Токийская фондовая биржа организовала рынок быстрорастущих и рискованных акций (Mothers), сейчас в листинге 140 компаний, в 2005 г. проведено 24 IPO, оборот составил $155 млрд. В том же году на Гонконгской бирже появился рынок растущих компаний (GEM), на нем обращаются бумаги 201 эмитента, в прошлом году было проведено 10 IPO и заключено сделок на $2,9 млрд. Два основных принципа этих площадок – облегченные требования листинга для эмитентов и дополнительные требования по защите инвесторов.

Теперь эта тенденция добралась до России. AIM наши компании распробовали два года назад: в 2005–2006 гг. там разместились восемь эмитентов.

Все дело в буме IPO: если в 2005 г. внутри страны было проведено только три первичных размещения, то в этом – уже 15. В 2007 г. эта тенденция сохранится, считает вице-президент РТС Анна Трифонова, поэтому биржи хотят предоставить дополнительный сервис эмитентам и инвестбанкирам. Сейчас самое время для появления таких площадок – компании наконец обратились к фондовому рынку как источнику финансирования, это осознали не только крупные, но и небольшие компании, добавляет заместитель гендиректора фондовой биржи ММВБ Геннадий Марголит.

Инвесторы также все больше внимания обращают на эмитентов, только собирающихся выйти на рынок: создаются специальные фонды пре-IPO. Последние два года “голубые фишки” дорожали быстрее многих компаний второго эшелона и менее ликвидных бумаг. И инвесторы ищут новые объекты для покупок – с высоким потенциалом роста.

Биржи поняли: чтобы подтолкнуть малые и средние компании к проведению IPO, им нужно создать особые условия, говорит Марголит. А инвесторам – создать механизмы снижения рисков. А Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) переработала положение об организации торговли.

Особый список

Новое положение ФСФР ввело две ключевые вещи для появления новых площадок. Для новых эмитентов вводится котировальный список “И”, бумаги из которого смогут приобретать паевые фонды и физлица, подписав специальную декларацию о рисках. А для находящихся в этом списке компаний ФСФР ввела особые требования по раскрытию информации.

Чтобы инвесторы чувствовали себя защищенными при вложениях в эти компании, появляются два новых института. Уполномоченные финансовые консультанты (УФК в РТС, листинговые агенты на ММВБ) будут следить за своевременным раскрытием информации подопечным эмитентом (аналог NOMAD на AIM), а маркет-мейкеры – поддерживать ликвидность, выставляя двусторонние котировки. Это станет дополнительными издержками для эмитента. Например, рыночные расценки на финансовое консультирование – $500–2500 в месяц, а на маркет-мейкерство они начинаются с $1000 и могут доходить до $10 000 в месяц для средних компаний.

На РТС новый сектор будет называться RTS Start, на ММВБ – ИРК (инновационные и растущие компании). На них могут торговаться бумаги из внесписочного раздела и других котировальных листов: “Б” и “В” (RTS Start) и “А1”, “А2”, “Б” и “В” (ИРК). А вот находиться в списке “И” можно не более пяти лет.

Эмитенты, размещающиеся на RTS Start, должны иметь выручку не более 1 млрд руб. и капитализацию – 0,06–3 млрд руб. Критерии отбора на ИРК – капитализация 0,1–5 млрд руб. (см. таблицу).

Эмитент нестандартного сектора, желающий разместиться на РТС, должен обеспечить экспертное заключение профильного научного института. А на ММВБ будет работать экспертный совет. Кроме того, РТС будет требовать от компании-организатора аналитический отчет о деятельности эмитента. А ММВБ – инвестиционный меморандум и календарь корпоративных событий.

Сумму инвестиций в новые проекты биржи не раскрывают. “Мы будем использовать существующую инфраструктуру и серьезных инвестиций в “софт” не делали”, – говорит Марголит, а интеллектуальные инвестиции команды менеджеров, работающих над этим проектом, оценить невозможно. Специальных затрат не было, говорит представитель РТС: “Проектом занимаются специалисты биржи в рамках рабочего времени”.

RTS Start и ИРК ММВБ могут начать работу уже в январе. “Мы планируем, что RTS Start начнет работу в середине января”, – говорит Трифонова. ИРК будет готова к приему эмитентов в конце декабря – начале января, полагает Марголит, но назвать срок первого размещения затруднился.

Первые ласточки

“Небольших компаний на сегодняшний день гораздо больше, чем больших. Поскольку идеологии проектов сильно отличаются, эмитенты будут выбирать площадки, исходя из отраслевой принадлежности. Мы стараемся предложить компаниям максимально комфортные условия при проведении IPO на площадке RTS Start”, – говорит Трифонова. Марголит обсуждать конкуренцию ИРК с RTS Start отказался.

Новые площадки вряд ли заработают в полную силу в ближайшие два года: необходимо накопить критическую массу – минимум 15–20 эмитентов, а рынок еще не готов к восприятию компаний малой и средней капитализации, полагает директор инвестбанковского департамента “Финама” Роман Филиппов. Многие небольшие эмитенты предпочитают привлекать капитал путем частного размещения. Во многих случаях это проще, например когда компании нужно несколько миллионов долларов, признает Трифонова. Вторым шагом обычно становится котирование бумаги через индикативную систему RTS Board, чтобы инвесторы видели результат своих вложений, а года через два компания уже может проводить IPO, рассказывает Трифонова. Задача небольших компаний, планирующих IPO, – провести переоценку и сделать капитализацию компании рыночной, считает гендиректор Национального рейтингового агентства (НРА) Виктор Четвериков. По его словам, даже неудачные размещения не дискредитируют идею выхода таких компаний на биржу.

Размещение небольших компаний обычно делают инвесткомпании второго круга. Среди интересовавшихся RTS Start Трифонова называет “Финам” и “Антанту-Капитал” (в компаниях это подтвердили). По ее словам, два эмитента уже выразили желание провести IPO на RTS Start. Называть она их не стала. Но одним из них может стать производитель молочных продуктов “ВТО Эрконпродукт”. Заместитель финдиректора “Эрконпродукта” Иван Гончаров отказался комментировать возможные сроки IPO, отметив только, что выход на биржу является для компании “выполнением стратегии развития”, а в ноябре она разместила облигации на 1,2 млрд руб.

Даже одно размещение в квартал стало бы хорошим началом проекта в 2007 г, говорит Трифонова. В следующем году она ожидает 5–10 размещений на RTS Start объемом $5–50 млн на общую сумму до $250 млн. “Мы начинаем аккредитацию листинговых агентов, сейчас их 8–10 и у каждого есть до пяти кандидатов, которые планируют IPO на ИРК”, – отмечает Марголит. Четвериков говорит, что сейчас возможность IPO обсуждают порядка 20 компаний, из которых 7–10 могут выйти на рынок в следующем году.