Пас “Газпрому”

С. Портер

Предложения от потенциальных покупателей уже есть, сообщила Чупина, но самих покупателей не назвала. Исполнительный директор кипрского RCB Михаил Кузовлев отказался от комментариев. А гендиректор швейцарского RKB Николай Аношко сказал “Ведомостям”, что ВТБ готовится продать банк одной из структур группы “Газпром”. По его словам, с этой целью ВТБ уже проводит оценку банка. Аношко говорит, что решение о том, какая именно структура может купить банк, еще не принято, однако источник, близкий к руководству Газпромбанка, утверждает, что скорее всего покупателем будет именно этот банк. По его словам, идею выкупа банка у ВТБ лоббирует предправления Газпромбанка Андрей Акимов, который сам хорошо знает банк: с 1985 по 1987 г. он работал замгендиректора отделения Внешторгбанка СССР в Цюрихе, а затем до 1990 г. был гендиректором другого росзагранбанка – Donau Bank в Вене.

Сейчас 0 проводит реструктуризацию сети западноевропейских дочерних банков, в результате которой в 2010 г. должен появиться холдинг VTB Europe со штаб-квартирой в Лондоне и активами $10–15 млрд. Однако в холдинг войдут не все бывшие совзагранбанки. Еще в марте президент ВТБ Андрей Костин говорил, что люксембургский East-West United Bank будет продан АФК “Система”. А в пятницу член правления ВТБ Юлия Чупина заявила, что ВТБ рассматривает возможность продать также швейцарский Russische Kommerzial Bank (RKB) и долю в кипрском Russian Commercial Bank (RCB). По словам Чупиной, банки работают недостаточно эффективно и не нужны для обслуживания российских клиентов, на котором собирается сосредоточиться VTB Europe.

Представитель Газпромбанка не смог прокомментировать информацию о сделке с ВТБ.

RKB образовался в 1992 г. из отделения Внешэкономбанка, приняв на себя активы и обязательства совзагранбанка Wozchod Handelsbank. По данным отчета за первое полугодие 2006 г., активы RKB составили $962 млн (+56% по сравнению с тем же периодом прошлого года), а чистая прибыль – $4 млн (+70%). За весь прошлый год он заработал чуть более $5 млн. Собственные средства банка, по словам Аношко, составляют около $108 млн. По мнению гендиректора “Интерфакс-ЦЭА” Михаила Матовникова, исходя из капитала рыночная стоимость банка – примерно $200–250 млн, однако она может быть и ниже, учитывая, что прибыль банка “феноменально низка” – в Европе нормальной считается доходность около 20% на капитал.

Группа “Газпром” – один из крупных клиентов RKB с самого начала его существования, говорит Аношко. По его словам, банк работает с “Сибуром”, структурами “Газэкспорта” ZMB (Швейцария) и “Газпром-Германия” (раньше – ZGG). Кроме того, RKB является контрагентом Газпромбанка по межбанковским сделкам.

Как следует из отчетности RKB, у него настолько доверительные отношения с Газпромбанком, что в прошлом году последний уступил ему 80% акций своей “дочки” IDF Anlagegesellschaft. IDF управляет фондом, главный актив которого – акции кипрской Centrex Group Holding, материнской компании австрийской Centrex Europe Energy & Gas. Centrex Group учреждена в 2003 г. Газпромбанком для торговли газом в Европе. После того как “Газпром” перезаключил контракты на поставку газа в Австрию (об этом было объявлено в октябре 2006 г.), на Centrex и российско-австрийский торговый дом GWH (в котором Centrex принадлежат 24,9%) приходится четверть поставок монополии в Австрию – около 1,75 млрд куб. м в год. На разнице оптовой цены (по которой газ покупается у “Газпрома”) и розничной (по которой он продается австрийскому потребителю) GWH и Centrex могут заработать более $175 млн в год, подсчитал ранее аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов.

Пайщики фонда, т. е. бенефициары Centrex, себя не раскрывают. Формально эта структура не связана с “Газпромом”, однако в декабре прошлого года Еврокомиссия в своем отчете написала, что менеджеры Centrex “состоят в дружеских отношениях” с менеджерами монополии. Топ-менеджер “Газпрома” говорит, что Centrex была передана в управление RKB потому, что Еврокомиссия могла не разрешить ей работать в Западной Европе как структуре, которую она считала связанной с “Газпромом”. А теперь, поскольку Газпромбанк в ближайшее время перестанет быть подконтрольным “Газпрому” (монополия сократит свою долю в банке до 42,7%, поделившись акциями с “Газфондом”), IDF может вернуться на баланс банка вместе с RKB, говорит собеседник “Ведомостей”.

“Нам участие в этом проекте [управление Centrex Group] было интересно: как акционеры, мы получаем неплохие дивиденды”, – рассказывает Аношко (прибыль IDF за 2005 г. и первое полугодие 2006 г. составила согласно ее отчетности около $1 млн). Кроме того, говорит Аношко, банк обслуживает компании Centrex Group. Руководитель RKB уверен, что, если одна из структур “Газпрома” купит банк, объем операций с “Газпромом” увеличится. “Сейчас мы лишь один из многих партнеров группы, а если нас приобретут, то, наверное, будут использовать более активно и, возможно, увеличат капитал”, – надеется он. Матовников предполагает, что банк пригодится “Газпрому”, чтобы привлекать через него средства для своих структур в Западной Европе.