Россия и США: Партнеры по необходимости


После почти 13 лет сложных переговоров США и Россия наконец-то достигли двусторонней договоренности по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Подписание двустороннего протокола в Ханое – первая хорошая новость в американо-российских отношениях за долгое время: после 11 сентября 2001 г., когда Путин полностью поддержал действия американской коалиции в Афганистане, взаимоотношения постоянно ухудшались, достигнув такой степени недоверия, какой не бывало с тех пор, как 20 лет назад к власти в СССР пришел Михаил Горбачев.

Список недовольств США хорошо известен: это нарушения прав человека во второй чеченской войне, ослабление демократических институтов при Путине, дело ЮКОСа, усиление государственного контроля в экономике, вмешательство во внутренние дела соседей – Грузии, Украины и других.

Справедливо или нет, но россияне считают, что Вашингтон в ответ на примирительные шаги, предпринятые Путиным, делает слишком мало. Недавно бывший глава президентской администрации Александр Волошин объяснял нам в Вашингтоне, что Путин предпринял множество шагов ради примирения с Вашингтоном, шагов, непопулярных среди его политического окружения: закрытие российской военно-морской базы в Камрани и радиолокационной базы на Кубе, поддержка США в Афганистане и разрешение разместить американские военные базы в Центральной Азии, почти полное согласие с выходом США из договора по ПРО и вторым раундом экспансии НАТО. Когда же российский президент, пересчитав эти меры на пальцах одной руки, пытается подсчитать, что же он получил взамен, то поводов загибать пальцы он просто не находит.

По мере того как критичность Вашингтона стала усиливаться, а США стали поддерживать смену режимов в соседних с Россией странах с помощью “цветных” революций, ощущение несбалансированности в Кремле усилилось. Неудачная попытка заключить договор о вступлении в ВТО во время саммита “восьмерки” в Санкт-Петербурге привела к тому, что русские стали говорить о том, что их обманули. Когда у меня была возможность пообщаться с Путиным и другими ключевыми лицами его администрации на сентябрьской встрече дискуссионного клуба “Валдай”, очевидный месседж сводился к тому, что если США не будут вести себя как подлинный партнер, то Россия усилит свою ориентацию на Восток и Китай.

Фундаментальная проблема “партнерства” в том, что Москва и Вашингтон по-разному понимают этот термин. Для США Россия не будет надежным партнером до тех пор, пока она более полно не воспримет западные ценности и не станет действительно демократической страной. До тех пор Россия останется среди тех стран, которые становятся партнерами или союзниками по необходимости или из-за выгоды – отношение к таким странам, среди которых Саудовская Аравия, Китай, Пакистан и много других, зависит от сочетания факторов безопасности, экономической конъюнктуры и прочих интересов Вашингтона. Москва может хныкать по поводу “двойных стандартов” США до бесконечности. Или до тех пор, пока не воспримет реальные, а не потемкинские демократические ценности.

Россия, похоже, никому не доверяет и у нее нет истинных союзников – только партнеры по необходимости. Экономическое возрождение последних лет вселило в Москву уверенность и силу, но она едва скрывает чувство незащищенности, которым исторически пропитан Кремль. Россия наслаждается возможностью свободно отворачиваться от Запада и трубить о собственной суверенности. Но я скептично отношусь к эгоизму во внешней политике, которая определяется лишь желанием быть независимым “полюсом” в мультиполярном мире. Это одинокая, уязвимая и потенциально опасная позиция, которая едва ли соответствует интересам России в долгосрочной перспективе. И, несмотря на усилившееся в последнее время напряжение, все равно остаются экономические и геополитические факторы, из-за которых Вашингтону и Европе выгодна Россия, интегрированная с Западом. Вступление России в ВТО, очевидно, не сразу изменит положение, но это сигнал об изменении инерционной направленности российско-американских отношений.

Но чтобы ханойское соглашение стало чем-то реальным, прежде всего США и Россия должны прийти к согласию по поводу Ирана. В 2007 г. конгресс будет обсуждать предоставление России статуса постоянного торгового партнера и отмены поправки Джексона – Вэника. Это голосование не просто определит готовность России присоединиться к ВТО, скорее это будет референдум по поводу России и российско-американских отношений. Если конгресс не будет удовлетворен российской политикой по отношению к Ирану, шансов у России мало.

Кроме того, российскому правительству необходимо серьезно отнестись к лоббированию своих интересов. То, что скандально известный конгрессмен Курт Велдон рассматривался в Москве как лидер российского лобби, показывает, насколько несостоятельны российские лоббистские попытки. В Вашингтоне весьма негативно относятся к России, и победа демократов в конгрессе вряд ли что-то изменит. Путин и его коллеги способны предопределять результаты работы Думы с помощью телефона, но конгресс США работает немного по-другому.