В ВТО и без санкций


Главной интригой саммита организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) стало обсуждение документа по ядерной проблеме Северной Кореи. “Группа заинтересованных стран, в частности США и Япония, настояла на этом документе. Правда, его текст полностью повторяет резолюцию Cовбеза ООН”, – рассказал источник в российской делегации. 14 октября Совбез принял резолюцию, запрещающую ввоз в КНДР оборудования, которое можно использовать в военных целях. КНДР ее отвергла, заявив, однако, о своей готовности возобновить переговоры в шестистороннем формате в начале 2007 г.

В Ханое Буш последовательно обсудил северокорейскую ядерную программу с руководителями Южной Кореи, Японии, Китая и России. В результате участники саммита приняли заявление, в котором назвали ядерные испытания КНДР угрозой безопасности региона. По словам источника в российской делегации, заявление было одобрено единодушно.

Для России главным событием саммита стало подписание двустороннего протокола с США по вступлению в ВТО. 850-страничный документ дорабатывали до последнего, поэтому время подписания на час перенесли. Торговый представитель США Сьюзен Шваб связала задержку с “логистикой”: две тяжелые коробки с протоколом не успели вовремя доставить. После того как протокол был завизирован, министр экономического развития России Герман Греф сообщил журналистам, что Россия и США договорились в целом по 100 секторам услуг, в частности о снижении тарифов на промышленные товары и сельхозпродукцию в среднем на 3 процентных пункта, а также о постепенном снижении тарифов на американские автомобили и самолеты. Что касается поставок американского мяса на российский рынок, то, по словам Грефа, США пообещали гарантировать качество поставляемой продукции в соответствии с международными стандартами. Россия отстояла право сохранить импортные квоты на поставку американской мясной продукции и после 2009 г., если возникнет такая необходимость. Греф отметил, что Россия допустит на свой рынок иностранные страховые компании через девять лет, филиалы иностранных банков допускаться не будут, а “прямые 100%-ные компании на российском рынке разрешены с 55%-ной квотой в совокупном банковском капитале”.

Американцы дали понять, что у них остаются претензии к России по защите прав на интеллектуальную собственность. Шваб пообещала Москве дополнительно обсудить эту тему в ходе многосторонних переговоров по вступлению России в ВТО. “Мы долго работали с США и по политическим, и по экономическим, и по деловым каналам”, – говорит профессор Высшей школы экономики Владимир Зуев, напоминая об октябрьском письме руководителей 13 крупнейших американских компаний в поддержку вступления России в ВТО. В США наконец поняли, что лучше все-таки договариваться с Россией по остающимся разногласиям в рамках этой организации, резюмирует эксперт.

Протокол по ВТО Греф и Шваб подписывали в здании пресс-центра саммита. В это время в отеле “Шератон” начиналась встреча Буша и Путина. После беседы министр иностранных дел России Сергей Лавров объявил, что Буш обещал Путину отменить санкции против “Сухого”. “Это решение не было домашней заготовкой, – уверяет источник в российской делегации, – на встрече президент России дал понять, что эти санкции необоснованны, после чего американский лидер выступил с инициативой их отмены”. По словам источника, отмена санкций в отношении “Рособоронэкспорта” – “вопрос ближайшего будущего”.

В итоговой декларации АТЭС главными приоритетами названы создание зоны свободной торговли и энергетическая безопасность. Это ключевые темы и в диалоге России и Европы. Однако нельзя говорить, что Россия, активизируя переговоры с Азией, пытается повлиять на Европу, полагает Сергей Лавров: диалог в обоих направлениях связан с геополитическим положением России. Но министр признал в разговоре с корреспондентом “Ведомостей”, что обсуждать энергетические вопросы с азиатскими странами проще. “В Европе много политизированных наносных вещей, – сетует министр, – то нас обвиняют в том, что мы используем энергоресурсы как орудие давления, то говорят, что не выполняем контракты по поставке [энергоносителей], хотя такого не было ни разу”. При этом Лавров отмечает, что диалог России и ЕС носит стратегический характер и “недальновидно делать его заложником польского мяса”.