Заграница все ближе


Процесс пошел

“России не грозит потеря суверенитета в банковской системе, как Восточной Европе. Ведь корпоративные клиенты многих банков лояльны не столько этим институтам, сколько их владельцам. Купить готовые сети иностранцам непросто – предложений мало, банковская система сильно сегментирована”, – делился своими взглядами в интервью “Ведомостям” Мишель Перирэн в 2004 г. Тогда он возглавлял Райффайзенбанк, а до этого создал в России “дочку” французского Societe Generale, ставшего первым иностранным банком на российском рынке.

Однако уже следующий, 2005 год продемонстрировал, сколь серьезен интерес иностранных банков к российскому рынку. Многие из них от слов перешли к делу. Ситибанк, например, развернул агрессивное наступление на розничном фронте в столице и даже предложил Владимиру Путину стать клиентом. Хотя у многих граждан к сервису банка возникают нарекания, его бизнес растет как на дрожжах. Французский Societe Generale купил активно работающий на рынке автокредитования самарский Промэкбанк (эта сделка стала первой покупкой регионального банка иностранным) и пионера российского ипотечного рынка – банк “ДельтаКредит”. Количество российских банков со 100%-ным участием иностранцев увеличилось с 33 до 41. В их число вошли Хансабанк, “внучка” одного из крупнейших в Скандинавии банков – Swedbank, и “Морган Стэнли Банк”, учрежденный одноименным мировым гигантом. Другие инвестбанки также не сидели сложа руки. За банковской лицензией в ЦБ обратился швейцарский UBS, а Deutsche Bank завершил приобретение Объединенной финансовой группы.

Доля иностранцев в совокупном уставном капитале российских банков почти удвоилась и составила 11%. Еще целый ряд сделок был анонсирован на этот год. “Газпром” собирался поделиться с Dresdner Bank третью в капитале Газпромбанка. В ходе IPO иностранцы могли бы получить более 10% акций Внешторгбанка (ВТБ) и Росбанка. Еще целая группа банков объявила о поиске стратегического инвестора, например Импэксбанк и Инвестсбербанк. ЦБ этим планам не мешал. “Если иностранцы работают через дочерние банки, опасаться нечего, тем более что пока их доля невелика”, – отмечали руководители ЦБ. Он лишь категорически выступал против открытия в России филиалов иностранных банков.

Былое и думы

Под занавес прошлого года Goldman Sachs выпустил специальное исследование, посвященное привлекательности российского банковского сектора для иностранцев. В нем Goldman Sachs назвал 15 наиболее вероятных покупателей банковских активов в России: ABN Amro, Banca Intesa, BNP Paribas, Commerzbank, Credit Agricole, Deutsche Bank, Dexia, DnB NOR, Fortis, HSBC, Nordea, SEB, Societe Generale, Swedbank и Unicredit.

А вот сватали аналитики Goldman Sachs всего шесть банков: ВТБ, МДМ, Альфа-банк, Росбанк, “Русский стандарт” и Промсвязьбанк. Импэксбанк не попал в их список лишь потому, что к тому моменту уже появилась информация о возможном его приобретении Deutsche Bank.

Некоторые из этих предположений сбылись. Так, Промсвязьбанк получил в совладельцы Commerzbank, к которому со временем может перейти и контрольный пакет. Отказался от IPO Росбанк, который не смог устоять от предложения одного из самых активных покупателей в России – Societe Generale. После несостоявшегося партнерства с BNP Paribas Рустам Тарико неоднократно заявлял, что “Русский стандарт” не продается. ВТБ планирует IPO теперь уже на следующий год, а владельцы Альфа-банка и МДМ-банка собираются развивать их собственными силами.

Зато DnB NOR приобрел “дочку” Росбанка в Мурманской области. Fortis договорился о партнерстве с “КИТ Финанс” – правда, здесь пока совместной будет только управляющая компания. А шведский банк SEB в феврале объявил о приобретении питерского Петроэнергобанка.

Усилила свои позиции в России и итальянская группа Unicredit. Смотрины Росбанка для нее успехом не увенчались. Зато c покупкой немецкого банка HVB итальянцы получили и контрольный пакет в Международном московском банке (ММБ). Nordea с новым совладельцем ММБ ужиться не смог и продал ему блокпакет банка. А вырученные деньги решил потратить на покупку Оргрэсбанка. Купил небольшой банк для развития собственного бизнеса испанский Santander, который аналитики Goldman Sachs также считали претендентом, но не в числе 15 приоритетных. Другой значимой сделкой стало приобретение венгерским OTP Инвестсбербанка. А владельцы Импэксбанка после неудачи на переговорах с Deutsche Bank быстро нашли другого покупателя – им стала австрийская группа Raiffeisen. Не повезло и другому немецкому банку: “Газпром” решил продать акции своего банка собственно а не Dresdner Bank.

Есть идеи

Но сезон продаж отнюдь не завершен. По крайней мере, так считают в “Ренессанс Капитале”, предложившем инвесторам сыграть на облигациях российских банков, которые могут стать объектами поглощения со стороны иностранцев. Главными кандидатами на эту роль в “Ренессансе” считают банк “Абсолют” и Сибакадембанк, а в числе других сватают банк “Санкт-Петербург”, Бинбанк, Московский кредитный банк, “Петрокоммерц”, Пробизнесбанк, “Союз” и “Зенит”.

В планы собственников “Абсолюта” пока не входит продажа банка. Сейчас банк успешно работает на рынке, а поменяться ситуация может, только если массированный приток иностранного капитала сделает невозможным конкуренцию с ним, прежде всего ценовую, рассказывал ранее один из менеджеров банка. После объединения Сибакадембанка с Уралвнешторгбанком может последовать консолидация и других банковских активов группы в Москве и на Дальнем Востоке, говорил некоторое время назад основной владелец банка Игорь Ким. Он допускал, что через несколько лет объединенный банк может вывести свои акции на биржу. Пока же в капитале Сибакадембанка есть Европейский банк реконструкции и развития, немецкий банк развития DEG, швейцарский Clariden, а также ряд инвесторов, которые приобрели привилегированные акции банка в расчете на фиксированные дивиденды.

Не собирается продавать Бинбанк и Михаил Шишханов, который с родственниками владеет контрольным пакетом. Банк активно растет, поэтому продавать его сейчас неверно. Вероятнее всего проведение IPO, но года через три, отмечает Шишханов.

За счет IPO в следующем году иностранные инвесторы могут войти в капиталы Внешторгбанка и Газпромбанка. Банк Москвы и “Возрождение”, разместившие в этом году миноритарные пакеты среди иностранных инвесторов, в следующем намерены провести аналогичные эмиссии. Завершает частное размещение акций Пробизнесбанк. Возрастает доля иностранцев и в Сбербанке. Президент “Сбера” Андрей Казьмин заявлял, что нерезидентам принадлежит около 20% акций банка. А сразу два источника в наблюдательном совете банка уверяют, что эта доля еще выше. По словам одного из них, как минимум 25%.

Наступление продолжится

Недавно в одном из интервью Казьмин предположил, что доля иностранного капитала в банковской системе в ближайшие годы вырастет вдвое с нынешних примерно 12%. Ожидает увеличения доли иностранцев и президент Альфа-банка Петр Авен. Он считает реальной угрозу увеличения доли иностранцев и до 80%, как в некоторых странах Восточной Европы. А потому призывает власти задуматься, нужен ли такой сценарий. Хотя и отмечает, что владельцы Альфа-банка поступаться в нем своими долями не намерены. Впрочем, не собирались продавать свой банк и владельцы Оргрэсбанка, признавался предправления Игорь Коган. Однако, получив предложение от Nordea, они так и не смогли перед ним устоять, сказал Коган.

Если еще год назад иностранцы старались входить в банк постепенно, через покупку небольших долей и избрание своих представителей в органы управления, то сейчас они сразу готовы покупать контрольные пакеты, поделился наблюдениями с Reuters зампред ЦБ Геннадий Меликьян. По его словам, практически каждый день его просят о встречах представители иностранных банков, которые заинтересованы в покупке российских кредитных организаций. При этом Меликьян не видит угрозы перехода банковской системы под контроль иностранных банков.

Шишханов полагает, что лет через пять все иностранные финансисты, имеющие сейчас виды на Россию, придут на местный рынок. И основную конкуренцию им составят госбанки. Однако Перирэн, сейчас возглавляющий МДМ-банк, надеется, что и банки с частным российским капиталом поборются за ведущие позиции. И тот факт, что в этих банках могут появиться иностранные миноритарии, не приведет к потере российскими банками контроля над отечественной системой.