Зерно для Азии


Чтобы обеспечить азиатские рынки, Россия даже могла бы производить в Сибири, в том числе в Алтайском крае и Новосибирской области, до 5 млн т зерна, цитирует рассуждение министра ИТАР-ТАСС. Из-за увеличения численности населения азиатские рынки бурно развиваются, к тому же благодаря росту доходов населения Китай может перейти от потребления риса и сои к пшенице. “Если это произойдет, рынок Азии откроется”, – ждет бывший топ-менеджер “Югтранзитсервиса” Виталий Бобнев. В 2005 г. Япония импортировала 27,3 млн т зерновых, Китай – 6,2 млн, Южная Корея – в 2005–2006 финансовом году – 18,57 млн т (все данные – государственная статистика стран). Правда, китайский импорт нестабилен – в зависимости от собственного урожая в разные годы эта страна закупает на мировом рынке от 0 до 6 млн т зерновых, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. В годы, когда урожай в России был хорошим, а цены на фрахт судов низкими, небольшие партии черноморской пшеницы попадали в Юго-Восточную Азию, вспоминает аналитик W.J. Владимир Петриченко. Но сейчас погоду на зерновых рынках этого региона делают США, Канада и Австралия, говорит он.

Из России в Азию можно было бы поставлять новосибирское, алтайское и красноярское зерно, говорит Рылько. Но доставка зерна судами из черноморских портов в Китай “экономически нецелесообразна”, а стабильный экспорт через Дальний Восток возможен, только если будут снижены железнодорожные тарифы и расширены перевалочные мощности в дальневосточных портах, говорит гендиректор “Югтранзитсервиса” и совладелец шипинговой компании “Сахалинмортранс” Андрей Коробко. По информации Зернового союза, в порту Владивостока есть зерновой терминал, но его мощность – всего 8000 т. О планах строительства перевалочного терминала в Приморье заявил Сибирский аграрный холдинг. Терминал мощностью 3,5 млн т сибиряки собираются достроить к концу 2008 г.

Но даже если перевалочные мощности появятся, без снижения железнодорожного тарифа и закупки новых вагонов для зерна экспорт выгодным не станет, говорит Рылько. “Снижение тарифов на железнодорожные перевозки помогло бы в первую очередь сельхозпроизводителям”, – говорит председатель наблюдательного совета “Астона” Вадим Викулов. В 2006 г. вице-президент Зернового союза Андрей Славутин подсчитывал, что транспортировка 1 т сибирского зерна на расстояние 4500 км с учетом дополнительных услуг железной дороги и сертификации обойдется примерно в $58.

Зерновой союз давно уговаривает чиновников перевести зерно в категорию грузов, перевозка которых по железной дороге оплачивается по тарифу “социально значимых”, – в таком случае, по расчетам союза, железнодорожный тариф снизился бы в среднем на треть. В июле 2006 г. союз попросил об этом правительство, Федеральную службу по тарифам и ОАО “РЖД”. Никто из них, по данным союза, идею не поддержал. Президент Путин попросил рассмотреть вопрос “в особом порядке”, сообщил на днях союз. Такой перевод помог бы экспортерам, говорит Петриченко. Получить комментарий в ФСТ в пятницу не удалось.